You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

. В конце XIX века Александр Иванович начинает выполнять заказы Военного министерства и преподавать в Николаевской инженерной академии. Одним из первых подобных заказов стал выполненный в 1893 году вместе с военным инженером В.М. Ивановым эскизный проект Офицерского собрания (Литейный пр., 20; нынешний Дом офицеров). Затем им был создан проект и началось под его руководством строительство комплекса зданий Николаевской академии Генерального штаба (Суворовский пр., 32). То, что Суворовская комиссия подстраховалась проектом этого архитектора, говорит об авторитете последнего среди военных, созданного постройками, перечисленными выше. Военному руководству импонировал “русский стиль”, в котором архитектор выстроил некоторые свои здания.

И вновь возник вопрос о местоположения музея, но уже в пределах Преображенского плаца. Первоначально ему было отведено место на пересечении Парадной и Госпитальной улиц; место довольно глухое и пустынное, по соседству с казармами. Архитектор Гоген нашел более достойное место на углу Кирочной и Таврической улиц, но в тот момент его занимала кавалерийская школа. При содействииначальника Академии генерал-лейтенанта Н.Н. Сухотина удалось договориться со школой об обмене участков. Понимая значимость этого дела, обеим сторонам пришлось поступиться частными интересами: кавалерийская школа получила менее удобный для неё участок плаца, а Академия лишилась сосредоточенной группировки всех её зданий. В день утверждения проекта музея (5.5.1901 г.), последовало и Высочайшее одобрение на обмен участков.
Общая сметная стоимость Суворовского музея составила сумму в 270-290 тысяч рублей. Строительство музея было возложено на хозяйственно-строительную комиссию по постройке зданий Николаевской академии Генерального штаба. Технический надзор осуществлялся автором проекта.

8.6.1901 г. состоялась торжественная закладка здания музея. К 10 часам утра к Суворовской деревянной церкви на божественную литургию прибыли высшие генералы и профессора Николаевской академии Генерального штаба. Здесь же присутствовали потомки генералиссимусаполковник Козлов с супругою, княгиня Мосальская, братья Молоствовы и Башмаков.
По окончании литургии духовенство с крестным ходом вышло из церкви и направилось к месту закладки. После чтения акта закладки в основание здания была уложена закладная доска. Вместе с доской в фундамент были уложены золотые и серебряные монеты последнего чекана. Место закладки было красиво убрано зеленью и флагами. Затем все приглашенные перешли в шатёр, где состоялся завтрак. От лица всех собравшихся императору была послана поздравительная телеграмма, на которую в тот же день был получен ответ: “Радуюсь, что закладка Суворовского музея совершилась. Благодарю всех присутствовавших за выраженные ими чувства. Николай”.
Несколько слов об архитектуре здания. Центральная часть музея выделена трехъярусной башней с пирамидальной шатровой крышей. Увенчана была эта башня двуглавым орлом (после революции его заменила пятиконечная звезда). К центральной части примыкают боковые крылья, которые завершаются прямоугольными башнями с высокой крышей. Каждое звено фасада отвечает габаритам помещения. На оси здания расположено “теремное” крыльцо. Над входом расположено огромное полуциркульное, напоминающее въезд в крепостную башню. Такое же окно было расположено на противоположной стене фасада, но впоследствии оно было заложено. Шатровые части центральной башни покрыты глазурованной черепицей зеленого цвета. Парапеты украшены зубцами в форме “ласточкина хвоста”.
Строительство музея стало общенациональным делом, и все, кто участвовал в нём, считали это почётным долгом. Многие поступались своими коммерческими интересами, делали скидки на свои работы, а то и выполняли их безвозмездно. В строительстве принимали участие ведущие заводы Петербурга: Металлический и Путиловский. На кирпичном заводе купца М.Т. Стрелина был изготовлен первосортный кирпич, из которого построено здание музея. Облицовку здания специальным кирпичом в 1903 году произвёл торговый дом “С.М. Линдер”. Он же изготовил зелёную глазурованную черепицу для шатра над музеем. Внутренняя отделка музея была довольно строга: потолки и стены побелены и лишь внизу стены были отделаны глазурованной малиновой плиткой. Пол покрыли метлахской плиткой. “Под карнизом залов музея 59 надписей с наименованием мест, связанных с боевой деятельностью А.В. Суворова, в падугах центрального зала барельефы двуглавых орлов”.
“Одной из оригинальнейших и замечательнейших особенностей здания” являются два больших мозаичных полотна (4х9) на фасаде. Идея их создания впервые появилась у архитектора В.Ф. Свиньина и была подхвачена Гогеном (благо, можно было использовать старые проекты).
На правой стороне фасада помещена мозаика с картона выпускника Академии художеств Н.А. Шабунина “Отъезд Суворова из Кончанского в поход 1799 года”. Перед нами Суворов, выходящий из церкви в сопровождении священника. В руке он держит письмо от императора Павла, в котором тот призывает его спасти Австрию и Италию от Бонапарта. Собравшиеся проводить своего господина крестьяне подносят ему икону-складень. Шабунин много раз посещал эти места и написал большое количество этюдов-пейзажей местности и типов кончанских крестьян.
Левая картина “Переход Суворова через Альпы в 1799 году” изображает эпизод Швейцарского похода русской армии. Автором её являлся военный художник-баталист капитан А.А. Попов, служивший в 28-м летучем артиллерийском парке. На картине изображен один из тяжелейших моментов швейцарского походадвижение суворовских войск 17 сентября 1799 года из Альтдорфа в Муттенскую долину через перевалы Росшток и Кинциг-Кульм. Этот переход был чрезвычайно тяжёл. Мы видим изнуренные предшествующими переходами и боями, плохо одетые войска, поднимающиеся на перевал. Весь поход великого полководца сопровождал швейцарец-проводник, 65-летний Антонио Гамма, который изображён рядом с ним.
Выполнять картины в мозаике было поручено комитету “Общества взаимного вспомоществования русских художников”; Общество запросило более умеренную оплату, чем знаменитые мозаичные мастерские Фролова. Изготовление мозаики с картины Н.А.Шабунина было поручено мозаичисту М.И. Зощенко, а с картины А.Н. Попова — Н.Е. Масленникову

Страниц: 1 2 3 4 5

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top