You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Каналы » Канал Грибоедова

Канал Грибоедова

Канал Грибоедова

Там, где ныне пролегает канал Грибоедова, некогда петляла Глухая речка, грязная, со стоячей водой, с берегами, заросшими высокой травой и кустарником. Речушка была настолько извилистая и эфемерная, что в середине XVIII века её называли не просто Кривуша, но присвоили ей множественность — Кривуши. Своё начало она брала из болотистой трясины между нынешней Конюшенной площадью и площадью Искусств.

В 1764 году приступили к устройству канала Грибоедова на месте Кривуши по распоряжению императрицы Екатерины II. Проект с чертежами и смету расходов представил инженер И.М. Голенищев-Кутузов, отец фельдмаршала М.И. Кутузова.

Работы начались одновременно с постройкой гранитной набережной Невы и велись в течение 25 лет на пяти точно разграниченных участках. Стенку набережных Екатерининского канала выложили естественным камнем. К тому же его соединили с Мойкой и, насколько это было возможно, на участке до Невского проспекта выпрямили. Работы велись под руководством Ф.-В. Баура, И.Н. Борисова, И.М. Голенищева-Кутузова. Строительство осуществлялось в 1764-1790 годах; в это же время через канал были переброшены Казанский, Каменный, Демидов, Пикалов и другие мосты. Позднее, в 1830-х годах, в истоке канала были построены чугунные Малоконюшенный мост через Мойку, Ложный и Театральный мосты через Екатерининский канал — так называемый трехколенный мост.
Архитектурный облик этих мостов практически не изменился до нашего времени, за исключением формы торшеров освещения. В истории Петербурга зафиксирован эпизод, когда фонарщик упал вместе с фонарём в Мойку. Для предотвращения подобных случаев нужно было изменить фонари, что и сделали в 1833 году. Новая форма торшера позволила опускать фонарь для его заправки.
С 1767 река стала называться Екатерининским каналом. Впрочем, в народе вот уже более двухсот лет его называют «Канавой» или «Екатерининской канавой».

…1 марта 1881 года у Екатерининского канала прогремели два взрыва. Вначале кинул бомбу народоволец Николай Рысаков — безуспешно. Затем ещё один член «Народной воли» студент Игнатий Гриневицкий метнул 2-й снаряд — и нанёс смертельные ранения царю и себе. Оба скончались через несколько часов.
На месте смертельного ранения императора был воздвигнут храм-памятник Воскресения Христова. Здание расположено на самой кромке набережной, что потребовало устройства сплошного бетонного фундамента на всей площади храма. Для колокольни потребовалось сделать специальный выступ, выдвинутый в русло канала. Перед храмом выстроили деревянный мост через канал шириной более 110 метров для освящения и крестного хода вокруг храма.
И возник проект засыпки Екатерининского канала. Сама эта идея уже выдвигалась в 1869 году, была тогда отклонена, но не забыта. Постановление Городской думы от 20.6.1901 г. предписывало на месте Екатерининского канала от Мойки до Невского проспекта проложить проспект (бульвар) Императора Александра II: «Путь славы». На заседаниях Городской управы под председательством городского головы П.И. Лелянова с привлечением видных инженеров было рассмотрено три варианта переустройства канала: засыпать канал; заключить его в железобетонную трубу (проект инженера Н.Н. Мибинского); перекрыть железобетонным сводом (проект инженера Г.Г. Кривошеина). Обсуждался также проект инженера К.А. Житкевича и архитектора П.М. Кочетова установить на бульваре памятник Александру II и бюсты его знаменитых сподвижников.
Заседание Технического отделения Городской управы от 25.7.1901 г. под председательством М.Ф. Еремеева приняло решение о невозможности устройства бульвара. Причин было названо несколько: отсутствие должной бытовой канализации, малая скорость воды в канале на данном участке, возможность застойных явлений как следствие трудности прочистки воды и значительное сужение створа самого канала.


Так власти Петербурга были вынуждены отказаться от реализации проекта «Путь славы» и построить только мост-перекрытие.

В 1923 году канал был переименован в честь Александра Грибоедова. Длина его — 5 км.

Через канал перекинут 21 мост, два из которых были открыты почти одновременно с интервалом в 25 дней летом 1826 года. Это висячие пешеходные Львиный и Банковский мосты.

5.8.2011 г. после ремонта была открыта набережная канала Грибоедова. На участке от Невского проспекта до Ново-Конюшенного моста, который традиционно считается одним из самых популярных туристических маршрутов, расширился тротуар, появилась брусчатая мостовая, были установлены оригинальные скамьи и вазоны с цветами. Кроме того, здесь были обновлены инженерные сети и появилось новое наружное освещение.
Новую пешеходную зону посетила губернатор Валентина Матвиенко. Она отметила, что с завершением ремонта излюбленное место всех петербуржцев и гостей города приобрело «по-настоящему открыточный вид». Губернатор поблагодарила инвестора проекта — компанию «Газпром», а также мастеров группы компаний «Возрождение», которые выполнили работы. По её словам, «Газпром», при поддержке которого уже был благоустроен ряд исторических улиц Петербурга, уже согласовал адресную программу благоустройства на будущий год. «В скором времени достойный и благоустроенный вид обретут все исторические улицы Петербурга»,- сказала Валентина Матвиенко.

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top