You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ, №46

ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ, №46

ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ, №46
Если заглянуть под тройную арку дома, то взору предстанут два изящных садика, расположенных один за другим. В 1-й половине XVIII века здесь квартировал Преображенский полк. К концу столетия земельные участки вдоль Литейного между Итальянской и будущей Бассейной (ныне Жуковского и Некрасова) оказались в частных руках. Все они отличались небольшой «глубиной» — не более 50 сажен от проспекта в глубь квартала.
Первоначальным владельцем дома, по некоторым сведениям, являлся знаменитый граф Бурхард Христофор Миних. Подтверждений этому пока не обнаружено.
Не позднее 1798 года ко всем этим домам вглубь от Литейного добавляли участки от малозастроенной территории Преображенского полка. В результате чего на территории трёх участков (дома №44, 46, 48) сложилась необычная система двойных дворов. Но два отдельных садика получились в результате только в доме №46.
Первыми достоверными владельцами участка были г. Хлебниковы. Глава семейства — Пётр Кириллович — один из выдающихся людей XVIII века. Будучи генерал-аудитором, т. е. чиновником военно-судебного ведомства, он являлся и страстным библиофилом. Собирал рукописи, книги, газеты, журналы, «летучие листки» с речами. письма, приглашения и т. п. В результате он и его потомки сформировали самую полную в России коллекцию газет и журналов XVIII века. Известно, что при Хлебниковых в доме была устроена 1-этажная кирпичная оранжерея с бельведером в центре.
В 1797-1798 годах дом отходит в казну. Здесь сначала располагается Государственный вспомогательный банк, а с декабря 1801-го — Юнкерский институт при Сенате. В 1804 году к институту добавляется Комиссия составления законов, а сам институт на следующий год закрывают. Следует заметить, что возглавивший комиссию Густав Розенкампф после опалы М. Сперанского был не столько прилежен к составлению законов, сколько к садовому делу. В 1817 году ему удалось выхлопотать весь сад в своё распоряжение. Выселив чиновников, разместившихся в оранжерее, Розенкампф восстановил её в прежнем качестве.
Затем Михаил Сперанский вернулся, и в доме №46 под руководством его и графа Д. Блудова выросли такие яркие плоды отечественной культуры, как «Полное собрание законов Российской Империи» и «Свод законов Российской Империи». Заодно здесь в 1828 году по инициативе М. Сперанского была открыта юридическая школа для «закона применителей», своеобразный «садок судей».
Следующий период истории дома связан с именем архитектора Александрара Пеля, не без выгоды обменявшего в 1859 году соседний дом №44 на здание Второго Отделения, как тогда назывался дом №46. Статский, а потом и тайный советник, академик архитектуры, гласный Городской думы Александр Христофорович Пель построил в Петербурге огромное количество зданий. Он сыграл важнейшую роль в формировании массовой застройки города.
Именно при Пеле в доме была проведена реконструкция, перестроена оранжерея, а в 1870-х появились 2-этажные жилые пристройки. На их месте в начале ХХ века был построен особняк. Сам Пель здесь, правда, не жил — в 1891 году дом перешёл к его сыну — действительному статскому советнику, юрисконсульту Министерства юстиции Феликсу фон Пелю.
Садовая часть двора, конечно, имела зелёные насаждения, но рядом с ними располагались и хоз. постройки. К 1893 году в доме Пеля размещалось не менее 13 разных заведений. В их числе красильный, табачный, перчаточный, обойно-чемоданный магазины, скорняжная и портняжная мастерские. Большей частью они находились во дворе, который вряд ли в это время отличался особенным уютом. В центре двора, однако, находилась небольшая теплица, возведённая в 1891 году.
В 1905 году участок с постройками был продан статскому советнику Фёдору фон Крузе. Началось самое блестящее время в истории сада. Новый владелец начал перестройку здания в расчёте на предстоящую его продажу Павлу Гукасову. Это был один из богатейших людей России. нефтепромышленник, конкурент Ротшильдов и Нобелей. В 1906 году Павел Гукасов назначается членом Государственного Совета, переезжает в Петербург и в 1908 году приобретает этот дом на имя своей жены Евгении Самуиловны, а управляющим делает сына Эдуарда. Ещё год Гукасовы живут на Кирочной. вероятно, дожидаясь окончания строительных работ, а в 1909-м переселяются на Литейный.
За 7 лет и дом, и сад подверглись самой основательной реконструкции со времен А. Пеля. Первоначально военным инженером Ильёй Муромцевым были перестроены флигели, сохранявшиеся ещё с XVIII века в правой задней части двора. Затем левый дальний флигель превратился в особняк, фасад которого был стилизован под петербургскую архитектуру нач. XIX в. Под окнами особняка, прячущегося в глубине двора, разбили садик. С трёх сторон его окружала ажурная ограда, а со стороны дворовой части — мощная литая решётка, стилизованная под знаменитую ограду Летнего сада. В центре сада располагался красивый павильон.
Вопрос об авторах этого маленького ансамбля до конца не решён. Таковыми могли быть представители семейства Бенуа — Леонтий Николаевич и Юлий Юльевич. Во всяком случае, связь создателей этой «модели» усадьбы начала XIX века с кругом деятелей «Мира искусства» несомненна. Об этом же свидетельствует и украшающий особняк плафон работы художника школы Виктора Борисова-Мусатова.
Несколько позже перестроили и переднюю часть двора. Архитектор Александр Хренов создал на месте флигелей два мощных 5-этажных корпуса. В их оформлении он использовал элементы архитектуры и декора эпохи Возрождения. В том же стиле был оформлен и внутренний фасад дома Пеля. Одновременно или чуть раньше устроили трёхарочный вход во двор, а между двумя новыми корпусами разбили сад, ныне прямоугольной формы, но первоначально — овальный, с фонтаном в центре. В обнесённом кованой оградкой саду росли ивы. Поэтому на плитке, которой выстлан вход во двор, можно заметить изображения ивовых листочков.
Всё здесь было объединено в продуманную композицию. Не случайны и 3 майоликовых горельефа в медальонах на фасаде дома А. Пеля, выполненных в мастерской Петра Ваулина. Они изображают Минерву в античном шлеме и двух персонажей эпохи Возрождения: Джулиано Медичи и Бартоло Колони. Ту же игру в древность продолжают надписи по латыни: “PROPRIA DOMUS OPTIMA” и “DIES DIEM DOCET”, а на двором фасаде дома дата

Страниц: 1 2

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top