You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ДВОРЦОВЫЙ МОСТ

ДВОРЦОВЫЙ МОСТ

ДВОРЦОВЫЙ МОСТ
Мост находится на оси Дворцового проезда и Биржевой площади Он имеет 5 пролётов. Средний — разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами, подвешенными к его хвостовой части на шарнирах. Остальные пролёты перекрыты двумя металлическими клепаными неразрезными пролётными строениями со сквозными фермами, имеющими нижние криволинейные пояса. Длина моста 260,1 м, ширина — 27,75 м; масса металлических пролётных строений — 4868 тонн; масса противовесов — 2800 тонн.
После окончания строительства постоянного Благовещенского моста Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой о перемещении Исаакиевского плашкоутного моста к Зимнему дворцу для связи центра города с Биржей и учреждениями Торгового порта на Стрелке Васильевского острова. 5.8.1853 г. разрешение было получено. По проекту инженера И.К. Герарда мост стали устанавливать на новом месте.
К 10.12.1856 г. работы были завершены, они обошлись казне в 50 тыс. руб. Новый мост стал называться Дворцовым.
В 1896 году Дворцовый мост был перемещён вниз по течению на 53,25 м. и занял трассу современного постоянного моста. Это было связано с созданием озеленённой площадки перед западным фасадом Зимнего дворца. Работы по наведению моста начались зимой 1896 года и закончились 23.12.1897 г. Мост был освящён и открыт в торжественной обстановке. По нему были проложены пути конной железной дороги. Впрочем, город чуть было не лишился этой переправы. Весной 1899 года плашкоуты, давно требовавшие ремонта, дали течь и затонули. После этого со всей серьёзностью встал вопрос о строительстве капитальной постройки. После возведения постоянного металлического моста плашкоутный был собран вновь у Сенатской площади, где находился до 1916 года.

В 1882 году общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. В июле 1900 года Городская управа предложила Комиссии по надзору за строительством Троицкого моста составить технические условия на проектирование Дворцового моста. В апреле 1901 г. был объявлен конкурс одновременно на два моста — Дворцовый и Большой Охтинский. На конкурс поступило 27 эскизных проектов, в том числе 13 — от петербургских авторов. Все проекты демонстрировались в Александровском зале Городской думы и, по мнению современников, «производили далеко не выгодное впечатление». Особая комиссия признала их вообще непригодными и невыполнимыми, за исключением эскизного проекта французской фирмы «Батиньоль». Но фирма отказалась его продать, предложив заключить договор на строительство моста за 4 млн. 700 тыс. руб. Был объявлен 2-й тур конкурса. Но строительство моста тормозилось решение вопроса о трассе нового моста — рассматривались варианты трассы против Адмиралтейства, против Зимней канавки, по оси Мошкова (Запорожского ) переулка и т.д. Наконец, трасса определилась, и 5.2.1911 г. был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов. По нему мост должны были сдать в эксплуатацию 15.10.1913 г. Строительство по проекту инженера, выпускника Петербургского Института инженеров путей сообщения, А.П. Пшеницкого начали только в 1912 году, так как существовавшие проекты подверглись коренной переделки. Архитектурное оформление поручили Роману Мельцеру. О сдаче моста в эксплуатацию в сроки, указанные в договоре, уже никто не думал. Тем более, что 17.4.1914 г. в Петербурге (ещё в Петербурге) случилось — наводнение, в результате чего была повреждена одна из строившихся опор, а в августе 1914 года разразилась Первая мировая война, и строительство моста ещё более затянулось — участились задержки в поставках металлических конструкций, стала ощущаться нехватка рабочей силы.
17.12.1916 г., было произведено испытание прочности моста — 34 грузовых автомобиля, каждый из которых с грузом имел массу более 600 пудов въехали одновременно на мост, последовательно заняв все его пролёты. Комиссия, проводившая испытания, признала возможным открыть по мосту движение.
Мост был открыт лишь 23.12.1916 г., скромно и без помпы, т.к. обстановка на фронте была тяжёлой, а гнетущая атмосфера в столице усилилась убийством Григория Распутина, совершённым за неделю до этого. Не было представителей царской династии. На торжественное открытие (в отличие от прочих построенных через Неву мостов) прибыло лишь 10% приглашённых. Не пришёл даже городской голова Делянов, предоставив разрезать ленточку своему заместителю Демкину. Художественная отделка переправы так и не была закончена. Устройство перил, фонарей и павильонов управления было закончено уже при советской власти. Так, литая чугунная решётка перил, выполненная скульптором И.В. Крестовским по рисунку архитектора Л.А. Носкова, появилась только 20 лет спустя, точнее в 1939 году. До этого перильные ограждения были деревянными. На новых перилах трудящиеся города Ленина могли любоваться рисунком, где «удачно сочетали в композиции перил советскую эмблематику с традициями петербургского классицизма».
Этот рисунок даёт право Дворцовому мосту называться самым звёздным мостом, так как звёзд на нём изображено 648 штук! Дворцовый же и самый серпастый, и самый снопастый, т.к его ограду украшают 366 серпов и 166 снопов пшеницы.
Пятиконечная звезда изначально была символом вечности. С развитием атеизма она стала означать человеческую личность как высшую ценность, а в молодой Советской республике звезда превратилась в символ высоких стремлений и идей. Пшеница — символ богатства, серп — мирного труда.

В ознаменование 1-й годовщины октябрьского переворота, в 1918 году мост назвали Республиканским, но в январе 1944 года ему вернули историческое название.

Мост капитально отремонтировали в 1967 году, а в 1977-м его реконструировали по проекту инженеров Ю.И. Синицы и М.В. Винниченко — обновили разводную часть, заменили настил, установили новые фонари, убрали со средних опор дощатые «хибарки», сохранившиеся с 1916 года. Летом 1997 года была произведена очередная реконструкция моста. Работы выполнялись под руководством инженера Ю. Петрова.

Разведённый Дворцовый мост давно стал одним из самых известных символов Петербурга

Страниц: 1 2 3

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top