You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » САД «ВАСИЛЕОСТРОВЕЦ»

САД «ВАСИЛЕОСТРОВЕЦ»

САД «ВАСИЛЕОСТРОВЕЦ»
Узкая полоска зелени между Большим и Средним проспектами — единственный полноценный парк на Васильевском острове, впрочем, официальное его название — сад «Василеостровец». Задумали этот сад ещё в конце XIX века, когда Общество народной трезвости озаботилось досугом рабочих окрестных заводов. А в 1920-е годы из разрозненных зелёных насаждений вдоль Большого проспекта — палисадников, сквериков, огородов — удалось собрать два гигантских бульвара, сделав магистраль, пожалуй, самой зелёной улицей в старой части города. Но вот беда, дальше к западу проспект сужался, так что продолжить бульвары не было возможности. А ведь именно в этом месте затевалось тогда возведение пролетарской архитектуры. И в качестве частичной компенсации, вернее, ради смягчения перехода от парадной части острова к промзоне сад был продлён до Среднего проспекта и Покровской больницы. Ну, а по-настоящему узким Большой становится уже за пределами квартала — после улицы Шевченко. Окончательно «Василеостровец» сформировался после войны, тогда же со стороны проспекта появилась монументальная ограда. Но всё равно чего-то не хватало. Ведь с давних пор паркостроители знали: чтобы сад отличался от дикой природы, в нём должны быть какие-нибудь памятники — павильоны или беседки, на худой конец статуи и бюсты. Именно таким был задуман Летний сад, и в XIX веке традицию барокко продолжили, населив новооткрытый Александровский сад возле Адмиралтейства разнообразными героями русской истории и культуры. Иначе какой от прогулки по саду толк? А так посетители не праздно шатаются, но размышляют о делах великих людей.
Только в XXI веке монументальная пропаганда добралась и до «Василеостровца», странно бедного на памятники, если не считать стоящего по соседству Ленина перед Покровской больницей. Да ещё Кирова — внутри посвящённого ему ДК. У нового времени новые герои. Первый и последний мэр Петербурга Анатолий Собчак появился на территории сквера, продолжающего «Василеостровец» вдоль Большого проспекта, ещё в 2006 году. 9.11.2010 г. в саду появился гранитный памятник Николаю Рериху. Прежде его едва ли было возможно увековечить, ведь и судьба, и творчество Рериха не вполне отвечали принятому в советские времена канону «правильного художника».

Памятник Н.К. Рериху
Памятник Николаю Константиновичу Рериху открыли 9.11.2010 г., в день когда выдающемуся художнику, философу и писателю исполнилось бы 136 лет. Скульптуру установили в саду «Василеостровец» — на углу Большого проспекта и 25-й линии. На торжественной церемонии выступали артисты Роговой капеллы. В открытии приняли участие председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Валентина Орлова, генеральный консул Индии в Санкт-Петербурге Радхика Локеш, а также авторы памятника архитектор Юрий Кожин и скульптор Виктор Зайко.
Памятник высотой 3,5 метра выполнен из карельского гранита. Его установили на Васильевском острове, с которым связана значительная часть жизни Николая Рериха. Он родился на Университетской набережной 27.9.1874 г. Затем на 14-й линии, где находилась гимназия Мая, он получил среднее образование, а продолжил учёбу в Академии художеств и на юридическом факультете Петербургского университета, которые также расположены на Васильевском острове.

Скульптор Виктор Зайко обратился к редкому жанру скульптуры в граните. Городские памятники обычно ставят на гранитный пьедестал, выбирая для них самих какой-нибудь иной материал, чаще всего бронзу, иначе статуя получится излишне монументальной. Но здесь Рерих, словно призрак, встающий над Гималаями и запахивающий тяжёлое зимнее пальто, оказывается вполне уместен в каменном варианте. Очевидно, что Зайко пошёл по пути Сергея Меркурова, русского советского скульптора, создавшего в Москве превосходные образы Достоевского и Льва Толстого.
Есть в этом запахивающем жесте, конечно, некоторый примитив, коль скоро из всей сложнейшей гаммы чувств, порождаемых искусством, автором выбрано лишь чисто физическое переживание холода. И всё же в наши дни немалая удача для скульптора — избежать мелочности и многословия, когда публичный монумент оказывается похож на новогоднюю ёлку, увешанную игрушками. Естествен соблазн какую-нибудь из таких висюлек сорвать. Подобная участь постигла памятник «Первым зодчим Петербурга», поставленный в саду за Сампсониевским собором на Выборгской стороне: его очистили от всех деталей из цветного металла, включая многокилограммовый стол. На взгляд одних, это варварство, непонимание тонкой мысли художника Михаила Шемякина, для других же — народный концептуализм, явление вполне современное.

13.12.2010

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top