You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » МОСТ ЛОМОНОСОВА

МОСТ ЛОМОНОСОВА

МОСТ ЛОМОНОСОВА
Мост расположен в створе улицы Ломоносова через Фонтанку. Длина моста 57,12 м., ширина — 14,66 м. Является одним из архитектурных памятников города. Предмет вдохновения многих петербургских художников. Назван в память великого русского учёного М.В. Ломоносова.
Первоначально мост был деревянным. В 1785-1787 годах ветхий деревянный мост разобрали и построили на этом месте новый каменный по проекту инженера Ж.-Р. Перроне. (Авторами проекта моста разные источники называют инженеров Ф. Бауэра, И.К. Герарда, П.К. Сухтелена, К.Ф. Модераха, архитектров Ю.М. Фельтена и В.И. Баженова. Большинство же источников отдают предпочтение французскому инженеру Перроне (1708-1794)). Мост стали именовать Екатерининским в честь императрицы. Однако привилось другое название — Чернышёв мост, так как трасса его проходила по оси переулка того же названия. Он упирался в Фонтанку под некоторым углом к её берегам (мост несколько отклонён от перпендикуляра к набережным). Название же Чернышёв переулок произошло от располагавшейся здесь усадьбы генерал-аншефа Г.П. Чернышёва — участника Азовского похода и сражений при Нарве и Полтаве.

Четыре гранитных павильона, увенчанных куполами, придают силуэту моста особую выразительность. В павильонах находились подъёмные механизмы, которые, натягивая цепи, поднимали и раскрывали крылья среднего пролёта (вначале мост был деревянным).во время прохождения судов.

Всего через Фонтанку в 1780-ые годы было построено 7 однотипных мостов с башнями и цепями. Кроме Чернышёва моста это были Старо-Калинкин, Симеоновский (ныне мост Белинского), Аничков, Семёновский, Обуховский и Измайловский. С годами движение на улицах становилось более интенсивным, и в середине XIX века узкие гранитные мосты через Фонтанку заменили более лёгкими и широкими. Из прежних мостов-близнецов до наших дней сохранилось лишь два — Ломоносова и Старо-Калинкин.
Между четырьмя башенными надстройками протянуты в продольном направлении свисающие до настила тяжёлые цепи, некогда служившие для подъёма полотен разводного пролёта. Теперь они играют роль декоративных элементов, сохраняющих память о былом назначении. Мост ограждён металлическими секциями, установленными между гранитными тумбами.

В конце 1900-х годов по мосту собирались пустить трамвай. Городская управа решила уничтожить башни. Однако Академия художеств выразила решительный протест против изменения архитектурного облика моста, и его сохранили в первоначальном виде, только деревянную конструкцию среднего пролёта заменили металлическими балками. Реконструкция проводилась по проекту инженера А.П. Пшеницкого.
В середине 1912 года на мосту установили по проекту архитектора И.А. Фомина монументальные гранитные фонари-обелиски с морскими коньками.

Во время блокады немцы обстрелами и бомбёжками сильно повредили мост. Были значительно утрачены парапеты и обелиски.
В 1948 году Черншёв мост переименовали в мост Ломоносова.
В 1950-1952, 1967 и 1986 годах на мосту производились ремонтные и реставрационные работы, в результате которых были восстановлены утраченные к тому времени гранитные обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами.

18.04.2010

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top