БОЛЬШОЙ КОНЮШЕННЫЙ МОСТ
БОЛЬШОЙ КОНЮШЕННЫЙ МОСТ
Большой Конюшенный мост расположен в створе Мошкова переулка через Мойку. Длина моста 28,8 м., ширина — 11,61 м. Название этой переправы связано со зданием Главных императорских конюшен, расположенных на левом берегу Мойки.
Ранее на данном месте был деревянный мост, построенный одним из первых в Петербурге. В царствование Елизаветы Петровны балочные деревянные мосты нередко обшивались досками и окрашивались «под камень». Ограждения выполнялись из балясин, закреплённых между деревянными прямоугольными стойками. Так был оформлен и Большой Конюшенный, спроектированный Германом ван Болесом в 1753 году.
В 1828 году здесь был построен новый мост из чугунных тюбингов. Авторы проекта инженеры Е.А. Адам и В.К. Треттер. Они же авторы архитектурного оформления моста.
6(18).12.1828 г. мост был открыт для движения. Один из авторов проекта — Е.А. Адам дал следующую характеристику выполненным работам: «…быки составлены из старых камней от ломки набережных и остатков прежних работ по Суворовскому мосту, но был произведён подбор их по цвету и по высоте… Что касается до внешних узоров — карнизов, фризов, кронштейнов, решёток и пр., то справедливость требует, чтобы я засвидетельствовал… отличное искусство, с которым оные отлиты в казённом литейном заводе…».
По предложению П.П. Базена в щековых плоскостях тюбингов для уменьшения их массы делались отверстия эллиптической формы.
Мост арочный однопролётный. Чугунная арка покоится на береговых устоях, облицованных гранитными блоками правильной резки, основанием для которых служат деревянные ростверки, опирающиеся на сваи. Пролётное строение моста закрыто с фасадов чугунными листами, украшенными художественным орнаментом.
Перильные ограждения выполнены в виде часто расставленных дротиков с накладной арматурой из переплетённых венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками, и поддерживающих перила фигурных кронштейнов. Фонарные столбы установлены на гранитных парапетах на относительно высоких чугунных пьедесталах.
Только в 1935 году возникла необходимость укрепления пролётного строения моста, что было осуществлено путём сооружения железобетонного свода под чугунными арками по проекту инженеров М.И. Жданова и А.Д. Саперштейна. Внешние формы моста были соблюдены.
В 1951 году под руководством архитектора А.Л. Ротача
произведена реставрация фонарей и решёток.
15.1.2011