You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ ПАРК

ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ ПАРК

ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ ПАРК
1-й петербургский аэродром возник, когда ещё не было слов
«лётчик», «аэроплан», да и само понятие «аэродром» не
вошло в употребление.
Для городского выгона, расположенного к северо-западу от Волковой деревни, первые 100 лет существования Петербурга прошли без каких-либо знаменательных событий. В XIX веке здесь, к югу от Волковой деревни, располагалось Волково поле — обширный пустырь. Судьба участка определилась в 1804 году, когда поле было передано под артиллерийский испытательный полигон. 1-ми постройками стали артиллерийская лаборатория и казармы у Чёрной речки (ныне — Волковка). Испытания на Волковском проходили снаряды и орудия петербургского «Арсенала», а также Олонецкого, Путиловского, Металлического и Охтинского порохового заводов. Практически сразу же полигон стал использоваться и для военных учений.
Удалённое от города поле хорошо подходило не только для стрельб, но и для выяснения отношений — в начале XIX века оно стало одной из популярнейших дуэльных площадок. В историю вошла «четвертная дуэль», произошедшая 12.11.1817. Конфликт между её участниками — офицером-кавалергардом Василием Шереметевым и камер-юнкером графом Александром Завадовским — вышел из-за знаменитой балерины Авдотьи Истоминой. Секундантом Шереметева стал Александр Грибоедов, в те времена — ещё начинающий поэт, секундантом камер-юнкера был будущий декабрист корнет Александр Якубович. Некорректное поведение корнета вызвало ссору и между секундантами. Их поединок должен был состояться сразу же после 1-й дуэли, однако Шереметев был ранен в живот и спустя сутки скончался, так что Грибоедов и Якубович стрелялись годом позже, когда оба оказались в Тифлисе. Исходом этой дуэли стало ранение Грибоедова, к счастью, лёгкое — Якубович прострелил противнику ладонь левой руки.
К концу 1870-х годов использовать поле в качестве артиллерийского стрельбища стало невозможно: к пустырю всё ближе подступала городская застройка, а орудия в это время стреляли уже значительно дальше, чем пушки в эпоху наполеоновских войн. В 1879 году полигон переместился к Ржевской слободе, а в 1885-м для старых артиллерийских казарм нашлось новое применение: здесь расквартировали 1-ю в России военно-воздухоплавательную команду, организацией которой занимался поручик Александр Кованько. Кстати, закончил свою службу Александр Матвеевич Кованько генерал-лейтенантом. Он стал 1-ым в мире чисто воздухоплавательным генералом. 1-й успешный перелёт из Волкова в Новгород был совершён 6.10.1885 на французском воздушном шаре. Экипаж состоял из 3 человек под командованием поручика Александра Кованько, основателя и главы авиационной команды. Отсюда впервые поднялись в воздух 2 воздушных шара «Орёл» и «Сокол». С 1890 года поле становится Учебным воздухоплавательным парком. В 1908 году здесь прошёл 1-й полёт российского дирижабля «Учебный», Военные воздухоплаватели осваивали здесь приёмы управления воздушными шарами и проводили опыты с привязными аэростатами. Так, в августе 1909-го отсюда поднялся ввысь 1-й в России управляемый аэростат «Лебедь», в 1910-м — дирижабль «Кречет», который вскоре был принят на вооружение отечественной армией. Здесь же запускали и шары-зонды.
Всё это время, лишь с перерывом на Русско-японскую войну, вплоть до конца 1917 года воздухоплавательным парком командовал Александр Кованько. Оставаясь в этом «кресле», он прошёл путь от поручика до генерал-майора. Под его же руководством на Волковом поле строили 1-ые русские дирижабли, а затем — аэропланы.
Здание офицерской воздухоплавательной школы было построено примерно в 1908 году, а в 1910-м была официально открыта офицерская воздухоплавательная школа. Внутри здания произошли серьёзные перестройки. Слева от парадного подъезда располагаются 2 мемориальные доски. Одна из них была открыта в 1985 году 1-му начальнику Воздухоплавательного парка Александру Кованько, а 2-я была открыта в 1987 году и посвящена Петру Николаевичу Нестерову. В 1913 году А. Кованько была прислана награда — орден Французского легиона, после того как в Воздухоплавательном парке побывали 2 представителя французской армии и были восхищены тем, насколько эффективно и мощно развернули воздухоплавательное дело в России.
Уже в 1920-ые здесь, по адресу Заставская ул.,1, действовала Военная воздухоплавательная школа, где для Рабоче-крестьянской Красной армии готовили командный состав воздухоплавателей и пилотов дирижаблей. Сегодня о прежней истории этого места напоминают названия железнодорожной платформы Воздухоплавательный парк и ведущей к ней Воздухоплавательной улицы, получившей это имя в 1908 году.
В советское время испытания продолжались: в 1923 году усилиями Высшей военно-воздухоплавательной школы был построен и запущен в воздух дирижабль «VI Октябрь». В начале ХХ века для хранения воздушных шаров и дирижаблей на поле был построен эллинг — массивное здание, завидев которое пассажиры Николаевской железной дороги определяли, что приближаются к ст. «Воздухоплавательный парк». После того как в 1926 году была ликвидирована военно-воздухоплавательная школа, а бывший пустырь начал зарастать промышленными постройками, эллинг куда-то исчез.
Сохранилось здание бывшей кузницы, в которой строились как аэростаты и дирижабли, так и 1-ые самолёты, которые были разработаны российскими офицерами воздухоплавательной школы. На территории Воздухоплавательного парка была 1-я голубиная станция. Почтовых голубей применяли при полётах аэростатов и дирижаблей на дальние расстояния, чтобы проинформировать о случившемся ЧП. И даже на 1-ые полёты самолётов тоже брали голубей.
Примерно в 1923-1926 годах была уничтожена на территории Воздухоплавательного парка церковь Ильи Пророка. В 1990 году на этом месте выстроили новое здание.

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top