You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР
СОБОР ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Владимирский проспект, №20

Церковь иконы Владимирской Божьей матери, ставшая не так давно собором, строилась долго. Своё основание она получила в 1746 году в доме Ф. Якимова, на углу улиц Колокольной и Марата (тогда — Грязной), где был установлен походный иконостас. Затем на Владимирской площади появилась деревянная церковь. Приход первого деревянного пятикупольного храма, построенного из купленного в 1747 году деревянного здания церкви преподобного Сергия стараниями обер-гофмаршала императорского двора Д.А. Шепелева и комиссара ведомства главной дворцовой канцелярии Ф. Якимова, составили чины придворного ведомства, расквартированные в этой части города, называемой Дворцовой слободой. Именно деревянная Владимирская церковь стала первой, возведённой после исторического «изоустного указа» императрицы Елизаветы Петровны, данного барону И.А. Черкасову, управляющему Кабинетом Ее императорского величества, о строительстве храмов о пяти главах «таким подобием, как в Москве, на Успенском Соборе».
25.8.1748 г. в новой деревянной церкви архиепископом Феодосием был освящен престол во имя Владимирской Божией Матери. На следующий день после освящения в храмовый праздник на Литургии в новоосвященной церкви присутствовала имп. Елизавета Петровна, пожертвовавшая в пользу храма 300 рублей. Через год в трапезе церкви был устроен еще одни престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина, тезоименитым которому был начальник придворных слобод, упомянутый выше управляющий Кабинетом Её императорского величества, барон И.А. Черкасов, также пожертвовавший свои средства на строительство церкви.
В 1756 году Елизавета Петровна, уступив просьбам прихожан, разрешила обывателям придворных слобод собирать деньги на строительство каменного храма. Большую роль в этом деле сыграл иерей Владимирской церкви Иоанн Кириков, которого многие годы спустя старожилы назовут даже строителем каменного храма. Отец Иоанн Кириков был основным добытчиком средств, не раз отправлявшимся и в Новгород и в Москву со специальными книжками для сбора пожертвований на строительство храма.
Планы и чертежи новой церкви были готовы уже в 1759 году, но к закладке фундамента приступили только 20.8.1761 ( по другим данным 26.8.1761 ). Через 8 лет закончили строительство 1-го этажа каменного храма с тремя престолами. Средний престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина в нижнем этаже храма был освящен 8.11.1768 года архиепископом Гавриилом Кременецким; в следующем году тем же преосвященным освящены были и оба боковых престола,- на южной стороне во имя св. священномученика Харлампия (22 февраля), а на северной — но имя св. пророка Илии (30 июня). Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской Божьей Матери окончательно устроена в 1783 году и была освящена митрополитом Гавриилом 9.4.1783 года. Архивные документы не сохранили имя архитектора автора проекта каменного храма. Преданием первоначальный проект приписывается знаменитому архитектору Б.Ф. Растрелли. Многие исследователи склоняются к тому, что проект принадлежал Пьетро Антонио Трезини, сыну строителя Петропавловского собора Доменико Трезини. В момент закладки храма он был городским архитектором при петербургской Полицмейстерской канцелярии и строил большую часть приходских и несколько лаврских церквей.
Но авторских проектных чертежей не сохранилось, в 1751 году он покинул Россию. К тому же известные нам работы этого архитектора не так декоративны и праздничны, как Владимирская церковь. Игорь Грабарь писал: «В Петербурге и его окрестностях сохранилось еще несколько памятников елизаветинской эпохи, авторы которых неизвестны. Приписывать их по стилистическим признакам тому или другому мастеру очень рискованно. И впредь до какой-либо счастливой находки подтверждающих документов мы предпочитаем оставить их анонимными. Прежде всего сюда надо отнести храм Владимирской Божьей матери. Существует указание на то, что автором его проекта был Растрелли, но если бы он и составил в свое время — быть может, еще в 1750-х годах — проект, то позже он подвергся существенным изменениям. Но и помимо этих изменений тот облик, который он получил в 1760-х годах, мало вяжется с растреллиевской архитектурой».
В 1791 году по проекту Джакомо Кваренги, при участии Ивана Руска севернее церкви была сооружена трехъярусная колокольня. В 1847 году прихожане обратились к Николаю I со следующим прошением: «Колокольня церкви имеет наружность красивую, но гораздо более она имела бы красоты и приятности, если бы была доведена до надлежащей высоты». В 1849 году колокольня по проекту Франца Руска была надстроена четвертым ярусом и высоким куполом. В 1829 году архитектор Авраам Мельников пристроил к собору со стороны площади массивное трехэтажное сооружение — трапезную, выходящую на Владимирскую площадь, — типичный поздний николаевский ампир.
Пятиглавая двухэтажная церковь, одна из красивейших в России, построена в стиле елизаветинского барокко и включает в себя верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (тёплую) преп. Иоанна Дамаскина церкви.
Сквер возле церкви был устроен в 1864 году.
По своей архитектуре Собор Владимирской иконы Божией Матери представляет двухъярусное крестово-купольное, четырехстопное, пятиглавое, двухэтажное здание, с тремя притворами и апсидой. Основной объем собора имеет в плане форму квадрата со срезанными углами. С запада к основному объему примыкает помещение трапезной и притвор с лестницами. Ведущими на второй этаж. Купола храма покоятся на высоких круглых барабанах, увенчанных луковицами. Средний барабан увенчан куполом колоколобразной формы. Наружное убранство храма выполнено в стиле барокко. Фасады декорированы коринфскими колоннами, оконные проемы оформлены лепным декором, а северный и южный фасады — разорванными лучковыми арками. На северо-западном и юго-западном углах участка расположены каменные часовни, так же выполненные в стиле барокко. К северу от здания собора находится колокольня, фасады которой решены в стиле классицизма. Колокольня завершена куполом с фонарем. Отметка звонницы — 40,5 м, основания креста — 64,1 метра от поверхности земли.
Собор и колокольня играют большую градостроительную роль

Страниц: 1 2 3

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top