You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

. Монументальное по своим размерам здание Собора Владимирской иконы Божией Матери замыкает перспективу Загородного проспекта и поныне сохраняет значение архитектурной доминанты района Владимирской площади.
Интерьер Верхнего храма определяют массивные пилоны, лепной декор в основании купола, барельефы евангелистов в парусах, принадлежащих по мнению специалистов одним из ведущих скульпторов того времени. Нижняя часть храма приземиста с пониженным сводчатым покрытием и массивными полонами освещается окнами боковых кораблей. Интерьер нижней части храма, включая иконостасы трех престолов, не сохранился.
Главным убранством верхнего храма является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудесным образом дошедший до наших дней из глубины XVIII столетия и принадлежит к уникальным произведениям церковного искусства, сохранившееся число которых ныне не превышает и нескольких десятков по всей России. Памятник архитектуры, иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданный в середине XVIII века по проекту гениального Б. Ф. Растрелли лучшими мастерами елизаветинской эпохи, иконостас в главных своих деталях сохранился в первозданном виде в отличие от многих других иконостасов этого зодчего, утраченных и восстановленных заново в первой половине XIX столетия. Иконостас Собора Владимирской иконы Божией Матери представляет собой образец произведения подлинно петербургского барочного стиля. Иконостас украшен иконами с лицевой и с внутренней алтарной стороны. Лицевой, развёрнутый в приходскую часть храма иконостас вероятно поступил в собор из так называемой Кабинетной церкви Аничкова дворца после её закрытия в 1809 или 1810 гг.
В 1868 году в северной стороне верхнего храма был устроен новый престол во имя Божией Матери Всех скорбящих Радости. В 1872 году в южной стороне верхнего собора был устроен ещё один престол во имя святых великомучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии. Этот престол был сооружен на средства, пожертвованные собору потомственным почётным гражданином И. П. Лесниковым и освящен высокопреосвященным митрополитом Исидором. После этого Собор Владимирской церковь стала шестипрестольной.
Владимирская церковь обязана своим процветанием и богатством пастве. Вокруг жили купцы — народ богобоязненный. Писатель Николай Лейкин, проживший детство и юность в этом районе, вспоминал: «Певчих тогда при нашей церкви не было, и пела «сборная братия», как тогда называли… Усердствующие прихожане из купцов ходили и за сбором с кружками по церкви во время богослужений, а кружек, блюдьев и кошельков носили тогда куда больше десятка.
Впереди всех шел с блюдом приказчик старосты, звонил в колокольчик и расталкивал народ, за ним двигалась вся вереница. На кошельках также были колокольчики. И вот в этой процессии участвовал иногда и я с кошельком или блюдом, и это мне очень нравилось. Вскоре я так сжился с церковью, что знал всех нищих на паперти, а нищих тогда было такое множество, что они покрывали всю паперть. Были хромые и безрукие отставные солдаты, бабы с ребятами за пазухами, слепые, распевающие Лазаря, расслабленные, привозимые на колясочках, ныли ребятишки в отрепьях, протягивая руки и причитая, стонало множество старух в капорах и с лукошечками для сбора, монахини и сборщики на церковь с книгами, странники, подвязанные лица в замасленных фуражках с кокардами, которых все звали «чиновниками»… Полиция нищих тогда не разгоняла — это был ее доход. Подавали милостыню почти все, так как благотворительных обществ почти не было. Милостыня была непременной принадлежностью посещения церкви. Купцы и купчихи являлись в церковь с кожаными кисами, наполненными медными деньгами, и раздавали то за упокой, то за здравие, произнося при каждой подачке по пяти-шести имен. Многие нищие грубили прихожанам, говорили дерзости, плевались, грозили за малую подачку, но их считали юродивыми, и успех их был еще больший в деле сбора милостыни. Кроме нищих, около паперти стояли торговцы-разносчики, продававшие дешевые иконы, крестики, ладанки, книжки житий святых, освященные стружки, камешки, деревянное масло в пузырьках. Были и разносчики с квасом, сбитнем, пряниками. И все это раскупалось охотно. У нас говорили, что весь ,нищий, а также торговый люд, стоявший у церкви, делился тогда с церковными сторожами, и отец мой и дядя в шутку называли сторожей откупщиками. Лечил от разных болезней сторож Владимирской церкви, давая пить какой-то настой трав на водке, лечил будочник, полицейский страж, хохол, будка которого находилась около ограды Владимирской церкви на Колокольной улице».
Храм был закрыт в 1930 году и его помещения были отданы под книжные фонды Государственной Публичной Библиотеки для размещения в нем ее филиала — Антирелигиозной библиотеки, а затем еще и строительному тресту. После войны устоявший в блокаду храм вновь передали под хранилище книг Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году Ленпромкомбинату Физкультпромснаба под трикотажное производство.
В августе 1989 года после 60-летнего отчуждения и запустения Собор Владимирской иконы Божией Матери решением Ленгорисполкома был передан ленинградской Епархии. Способствовали возвращению собора и видные светские петербуржцы учёный, историк и писатель, русский патриот Л.Н. Гумилев и пoчётный гражданин Санкт-Петербурга Д.С. Лихачёв, один из предков которого был старостой храма.
7.4.1990 г., на Благовещение, было совершено освящение храма нынешним патриархом Московским и Всея Руси, тогдашним Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером), который стал настоятелем Собора Владимирской иконы Божией Матери. Тогда же ключарем храма был назначен кандидат богословия, митрофорный протоиерей отец Владимир Фоменко. Продолжая установленную традицию последующими настоятелем храма был Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв). С 1996 года по настоящее настоятелем является Его Преосвященство Преосвященнейший Владыко Владимир (Котляров) Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Приходской штат духовенства, состоит из пяти священников, трех диаконов и одного псаломщика.
С августа 1991 года и по настоящее время председателем приходского совета является Иван Сергеевич Раевский

Страниц: 1 2 3

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top