You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » УБОРОЧНАЯ ТЕХНИКА

УБОРОЧНАЯ ТЕХНИКА

УБОРОЧНАЯ ТЕХНИКА
Механизированной централизованной уборкой в Ленинграде озаботились лишь в 1932 году. Именно в эти годы началась автомобилизация страны, а по Ленинграду пошли автобусы. Решением июльского пленума ЦК ВКПБ 1931 года был организован Отдел очистки города. Спустя 2 года он был выделен в отдельное хозрасчётное предприятие. Поливомоечные машины 1930-х годов были оборудованы пожарными насосами, способными создавать приличный напор воды (чуть позже, в 1940-1950-х годах, система была изменена на создание избыточного давления в цистерне). Машины могли как поливать, так и мыть мостовую. В дневное время, чтобы прибить пыль, использовался режим полива через разбрызгиватели, расположенные за кабиной. В режиме мойки вода направлялась через форсунки, установленные впереди автомобиля, сбивая и смывая грязь с дороги.
Первые подметальные машины были построены на шасси грузовиков ГАЗ. Конструкция автомобиля ПУ-7 на шасси ГАЗ-ММ дожила до наших дней практически без изменений. Машина имела бак для технологической воды, щётки и ёмкости для собранного мусора. Перед подметанием проводилось обязательное увлажнение дороги, чтобы мелкие частицы пыли не поднимались в воздух. Машины были похожи на больших майских жуков.
На ЗИС-5 и ЯГ-6 также устанавливалась подметающая щётка между мостами. Плуг перед автомобилем опускался с помощью 2-го руля. Первоначально он располагался непосредственно у плуга и для подъёма или опускания приходилось выходить из машины. Чуть позже привод провели в кабину, и рядом с водителем сидел человек, который управлял механизмом.
Общим основным недостатком уборочных машин того времени была сезонность. Зимой максимум, что они могли делать, это счищать с помощью плуга снег с мостовых. Поскольку полностью счистить снег и лёд было невозможно, их стали посыпать песком. Серийно производились пескоразбрасыватели на шасси всё тех же ЗИС-5 и ЯГ-6. Не исключено, что серийных машин просто не хватало, и это дало возможность талантливым людям на местах изобретать оригинальные конструкции. Например, ещё до войны по предложению М.А. Громова на шасси бортового грузовика ЗИС-5 был сооружён пескоразбрасыватель — в кузов грузовика устанавливался железный бункер, от которого шёл наклонный жёлоб к разбрасывающему диску.
В послевоенном Ленинграде была создана машина МПР-10, у которой перемещение песка по кузову к разбрасывающему диску осуществлялось благодаря вибрации этого кузова, подвешенного на специальных рессорах. Конструкция была признана более удачной, чем ленточный транспортёр или шнек. Песок разбрасывался на 7,5 метра, и загрузить его в кузов можно было до трёх тонн.
В 1963 году на Смоленском заводе дорожной техники сделали 1-ю комбинированную дорожную машину КДМ-1 на шасси ЗИЛ-154. Однако совсем скоро её сменила модель КДМ-130 на базе всем известного ЗИЛ-130, которая выпускалась почти 30 лет. Летом машина была поливалкой, а зимой надевала плуг, щётку и бункер для песка.

С подметальными машинами всё было несколько иначе. Отечественная промышленность долгое время не могла создать нормальный автомобиль-пылесос. В результате конструкция ПУ-7 середины 1930-х годов лишь меняла шасси и названия. В 1950-х появился ПУ-20 на базе ГАЗ-51. На части автомобилей проводили реконструкцию, устанавливая 2-й руль и дублирующие педали, чтобы водителю было проще следить за процессом уборки. В 1960-х на смену ПУ-20 пришёл ПУ-53 на базе ГАЗ-53, а затем и ПУМ-1. Второй руль из машин пропал, и они начали ездить против движения потока автомобилей. Сейчас на улицах города ещё можно встретить ПУМ-1, но уже на базе грузовика ГАЗ-3307. Лишь в середине 1980-х годов 1-й отечественный автомобиль-пылесос ВПМ-309 (КО-304) на базе ГАЗ-53.
В 1960-х годах Ленинград начал обрастать большими кварталами новостроек с обширными территориями, требующими уборки. Тогда появились уборочные машины Т-3 на базе «козликов» ГАЗ-69. К ним крепили небольшой плуг и щётку. Позже, вместе с переводом производства полноприводных машин на Ульяновский завод, это оборудование перекочевало на УАЗ-469.
Тогда же, в конце 1950-х — начале 1960-х годов, в город поступили и тротуаро-уборочные машины ТУМ-57. Их изготовили в Ленинграде. Они могли счищать снег, подметать тротуары и даже поливать. Машина представляла собой трёхколёсный механизм с мотоциклетным двигателем. Управление осуществлялось двумя ручками наподобие лыжных палок, расположенными с двух сторон от рамы. Существенным недостатком было то, что водитель был совершенно незащищён от капризов погоды. В середине 1960-х появилась модель ТУМ-975. На этот аппарат уже устанавливался двигатель от Москвича-407, а затем и 408; имелась кабина с отоплением и очень удобным обзором. Эта машина получила прозвище «Труженик». Её закупали даже предприятия для уборки заводских территорий. Была такая машина и в Ленинградском Дворце пионеров.
В 1970-х годах новых и интересных конструкций не появилось. В 1980-х в Советский Союз из Германской Демократической Республики начали подступать подметально-уборочные машины на базе автомобиля IFA — КМ 2301. Машина имела очень интересную по форме, но не очень привлекательную кабину. Однако из-за различных проблем, в том числе с запчастями, а также сложного сервисного обслуживания очень скоро эти машины пропали с улиц города. Чуть ранее, в конце 1970-х — начале 1980-х, из ГДР в Ленинград стали поступать маленькие «глазастенькие» машинки Multicar M25. За счёт своих габаритов они практически идеально подходили для уборки тротуаров и дворов. Летом они могли поливать, а зимой убирать снег и разбрасывать песок. Количество поставленных в СССР машин составило несколько десятков тысяч.

Трамвай-поливалка.
Говоря об уборочной технике, совершенно нельзя забывать об особом её виде — трамваях. Первые поливомоечные трамваи ГМц появились ещё до войны. Они представляли собой грузовой вагон с установленной на кузове цистерной. К этому вагону цеплялись ещё две платформы с цистернами, таким образом, запас воды составлял около 30 кубов — значительно больше чем у автомобиля. Последняя платформа имела будку. При этом вагон, аналогично автополивалкам, мог осуществлять как мойку, так и полив. Эксплуатация вагонов завершилась в 1950-1960-х годах, а трамвайные пути стали поливать из автоцистерны

Страниц: 1 2

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top