ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОГО МУЧЕНИКА МИРОНИЯ
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОГО МУЧЕНИКА МИРОНИЯ
ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ЕГЕРСКОГО
ПОЛКА
Церковь восходила своей историей к 1796 году, когда был сформирован гвардейский полк конных охотников (егерей) и при нём открыта временная церковь. 1-я полковая церковь святого Мирония находилась близ староегерских казарм, между Семёновским плацем и Звенигородской улицей. Посвящение святому мученику Миронию полковой церкви связано с битвой при Кульме 17.8.1813, в которой егеря нанесли противнику победный удар. День битвы — 17 августа — по церковному календарю был отмечен памятью святого мученика. После постройки новых казарм полковую церковь перенесли в их расположение.
Возведенная в 1849-1855 годах по проекту архитектора К.А. Тона каменная церковь строилась преимущественно на средства Кабинета Его Императорского Величества. За основу её конструктивно-планировочного замысла было принято зодчим усложненное сочетание крестово-купольного и базиликального типа церковных сооружений. Церковь венчала группа из пяти шатров. С запада к высокому основному четверику храма примыкала трапезная и многоярусная колокольня, также завершённая шатром. Центральный неф автор спроектировал выше и шире боковых. Всё это, при взлете колокольни около 70 метров и лишь немного отстающих от неё высотой шатрах, а также значительная протяжённость храма придавали ему вид некоего горделивого небесного корабля, особую выразительность, благодаря чему здание вошло в городской силуэт заметным ориентиром. Церковь по праву считалась одной из красивейших в городе. Скупость внешней отделки придавала зданию суровый облик, соответствующий его «военному» значению. 17.8.1855 состоялось освящение церкви в присутствии новокоронованного императора Александра II. Церковь имела три престола: главный во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла — в память об императоре Павле Петровиче, при котором был сформирован полк; правый во имя святого Александра Невского — святого покровителя нового императора и левый — одноимённый церкви — святого мученика Мирония.
Мирониевская церковь была известна своими чудесными иконостасами, большинство икон в которых написал профессор М.И. Скотти. Шефство над полком и храмом Николая I выразилось и в выделении средств на создание для него роскошной утвари и богослужебных предметов. Одним из наиболее значительных художественных сокровищ церкви был главный престол. Его дубового дерева основа, отделанная частично мрамором, блистала чеканными из серебра деталями; передняя часть имела большую чеканную панель с необычайно тонко исполненной композицией «Тайная Вечеря» в окружении изображений ангелов. Иконы для церкви писали художники Ф.Г. Солнцев, П.И. Скотти, А.Т. Марков, Ф. Завьялов и другие.
Несмотря на известную условность формы, церковь Святого Мирония явилась наиболее удачной попыткой Тона воскресить стилистику старинного русского зодчества. Преувеличенность масштаба сооружения не ощущалась резко, так как церковь располагалась в свободном пространстве на северном берегу Обводного канала (Обводный, 99/18). В разработке её общего силуэта и в трактовке общих деталей (пучки тонких колонн, «раковины» в закомарах) Тон сумел ближе подойти к историческим прототипам, и всё же опытный глаз легко обнаруживает разницу между ними и тоновской стилизацией. Она ощущается в несогласованности соотношений отдельных объёмов (например, колокольня словно «воткнута» в нижний четверик), в сухой, жёсткой прорисовке самого силуэта церкви и её отдельных элементов. Различие усугубляется и механической повторяемостью деталей — этим постройка Тона резко отличается от произведений древних зодчих, которые очень умело и тонко варьировали формы наличников, порталов, кокошников, главок, и эта «рукотворность» архитектурных деталей придавала произведениям древнерусского зодчества особую поэтичность и задушевность.
Церковь закрыта в марте 1930 года и взорвана в 1934 году. Сейчас на этом месте пустырь.