You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ ОБЩИНЫ МУСУЛЬМАН

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ ОБЩИНЫ МУСУЛЬМАН

— блоки гранита, в отделке куполов мечети, минаретов, порталов применить майолику, промышленное производство которой началось к 1906 году в керамической мастерской «Гельдвейн-Ваулин», расположенной в Кикерино под на богатых месторождениях синей кембрийской глины. Чтобы исключить произвольность в создании майоликовой декорации, руководитель мастерской, выдающийся художник-керамист П.К. Ваулин командировал в Туркестан художника П.М. Максимова. В результате в Кикеринских мастерских был воссоздан способ изготовления средневековой резной майолики, что способствовало точному в стилистическом отношении следованию прообразу, воспроизведению колорита и духа восточного искусства, расширению опыта в художественной обработке материала. А уникальная небесно-голубая майолика создана замечательным художником-керамистом П.К. Ваулиным, дедом известного петербургского композитора Андрея Петрова.
К доработке проекта Н.В. Васильев привлёк своих коллег, А.И. фон Гогена, чей высокий авторитет, как в профессиональных, так и в правительственных кругах был настоятельно необходим для решения практических и административных вопросов, и архитектора С.С. Кричинского, члена мусульманской общины, что для членов Строительного комитета имело принципиальное значение, как и его большой опыт ведения строительных работ.
При детальной проработке проекта Соборной мечети объём парадного вестибюля с фланкирующими его минаретами с главного, западного фасада, переместили на северный, — это увеличило длину здания с 38 до 47,5 м, минареты расположились по обе стороны входа для женщин.
В апреле 1909 года проект мечети был направлен на экспертизу в Императорскую Академию художеств. В целом проект был одобрен, однако категорическое возражения вызвало избранное для строительства место на Кронверском проспекте, вблизи церкви Святой Троицы — первого из православных Храмов Санкт-Петербурга, поблизости от Домика Петра Великого. Эксперты усмотрели в создании здесь монументального нового сооружения угрозу нарушения исторической целостности старейшей части Санкт-Петербурга.
В градостроительной ситуации первого десятилетия ХХ века это заключение было оправданным. Миниатюрность Домика Петра I, деревянной Троицкой церкви, только что построенного изящного особняка Кшесинской делали монументальность мечети демонстративно вызывающей. Она становилась центром ансамбля, её минареты и голубой купол были сопоставимы лишь с сиянием золотого шпиля Петропавловского собора. Гордиев узел конфликта разрубил председатель Совета министров Пётр Столыпин. Резолюция его звучала просто: «Не счёл возможным отменить данное императором разрешение на приобретение места для строительства мечети». В результате стройка началась.

Церемония официальной закладки, приуроченная к 25-летнему юбилею правления Эмира Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург состоялась 10.2.1910 г. На специальном помосте был выстроен павильон в виде шатра, декорированный гирляндами и надписями из Корана. Для церемонии были приготовлены мраморные кирпичи, серебряная закладная доска, серебряные лопатки, раствор. В начале церемонии Ахун Баязитов сказал: «Коран говорит: «Бог красив и любит красоту. Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре и красой городу. Такой Мечети, какая будет в Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне. Мечеть красива, но надо, чтобы она блистала не одной внешней красотой, и надо молить Аллаха, чтобы Мечеть эта совершенствовала нас в духовно-нравственной красоте». Затем Эмиром Бухарским был положен 1-й камень, состоялся приём депутаций из Москвы, Кронштадта, с Кавказа, от мусульманских приходов столицы. На месте закладки состоялось богослужение, а в строительной конторе -
торжественный завтрак.
В мае 1910 года под руководством немецкого архитектора и подрядчика Г.-Ф. Канна начались подготовительные работы к облицовке стен Мечети гранитом. В Финляндии им были арендованы разработки месторождений ковантсарского гранита (для облицовки стен) и светло-серых тиурульских гнейсов (для облицовки минаретов и барабана купола) Эти месторождения в Ковантсари (Карелия) и Тиурула (Ленинградская область), в начале ХХ века находившиеся на территории Великого княжества Финлядского, ныне не разрабатываются.
К отбору облицовочных материалов для Мечети Г.-Ф. Канн подходил с глубоким пониманием ансамблевого значения создаваемых возле Троицкой площади новых архитектурных сооружений. Утвержденные архитекторами-строителями образцы облицовочных плит были опечатаны личной печатью Г.-Ф. Канна и хранились в сейфе Комитета по строительству.
К концу 1910 года завершились работы по строительству здания вчерне. Характерная особенность культовых зданий мусульманской архитектуры — скрытая невысокими парапетами крыша, в условиях влажного и холодного петербургского климата потребовала сложных конструктивных решений кровли, особой геометрии для создания рациональной системы водосброса. Авторы проекта ограничились минимальным необходимым количеством водосточных труб (по одной на каждом из фасадов), причем их трассировка, профили, крепежные элементы не нарушали тектоники и эстетики стены.
В августе 1911 года архитектором Н.В. Васильевым был разработан проект служебного флигеля при Мечети — Дома для омовений. Двухэтажное кирпичное здание вписывалось в «тупой» юго-восточный угол участка, обращенное главным фасадом во внутренний дворик Мечети, к ее западному фасаду. Находившийся на участке деревянный флигель был разобран, строительные работы велись в течение строительных сезонов 1911-1912 годов, отделка Дома для омовений была полностью закончена осенью 1913 года.
9.2.1913 г. Комитет по постройке Мечети получил разрешение Министра внутренних дел на проведение 21.2.1913 г. 1-го богослужения, посвящённого 300-летию царствования Дома Романовых, «….чтобы предоставить прибывающим в Петербург на эти торжества Эмиру Бухарскому и Хану Хивинскому возможность слушать Богослужение по обрядам своей религии. Храм этот, хотя ещё и не закончен постройкой, но уже отапливается и приведён внутри в такой вид, что вполне допускает возможность временного совершения в нём Богослужения». Однако официальное открытие мечети не означало, что строительные работы были завершены. С началом Первой Мировой войны ход отделочных работ замедлился

Страниц: 1 2 3 4

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top