You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД
проспект Обуховской Обороны, №151

Мануфактура была основана в 1744 году по указу Елизаветы Петровны. Это было 1-е в России предприятие, производящее фарфор. Да и во всей Европе на тот момент существовало лишь 2 таких завода.
Место выбрали на берегах Невы, где было много глины, правда, воспользоваться местным материалом не удалось, и сырьё стали привозить с Урала и из Черниговской губернии. А наладить производство поручили иноземцу. Камергер императрицы Николай Корф заключил в Стокгольме договор с Христофором Гунгером. Однако иностранный специалист переоценил свои способности: за 4 года им было изготовлено всего несколько чашек сомнительного качества и формы. Тем не менее, предприятие не было закрыто, а место Гунгера занял русский химик, сподвижник Михаила Ломоносова Дмитрий Виноградов.
Надо сказать, что в XVIII веке порцелин — а именно так тогда назывался фарфор — стоил очень дорого, и открытие такого завода в России было государственным делом. Лучшими в мире производителями «белого золота» считались китайские мастера, европейским лидером отрасли был завод в Саксонии. Дмитрию Виноградову удалось создать рецепт порцелина, который был не хуже саксонского, а по некоторым показателям приближался к китайскому.
Так было положено начало Невской порцелиновой мануфактуры. Первые годы предприятие выпускало небольшие предметы, например, табакерки для Елизаветы Петровны, которыми императрица пользовалась сама и преподносила иностранным послам.
В 1756 году Виноградов спроектировал и построил печь большего размера, теперь мастера могли попробовать свои силы не только на «малых» формах. Одним из первых серьёзных произведений стал сервиз, подаренный императрице и получивший название «Собственного».

Блестящий век Екатерины.
Первые два десятилетия мануфактура выпускала драгоценные игрушки для небольшого круга придворных. Другая судьба наступила у предприятия с восшествия на престол Екатерины II. В 1765 году мануфактура получила новое название: «Императорский фарфоровый завод» и высочайшее пожелание «удовольствовать всю Россию фарфором».
В помощь русским мастерам был приглашён французский скульптор Жан Доминик Рашет, утвердивший на петербургской мануфактуре классицизм. В это время мастера завода изготавливают сервизные ансамбли, число предметов (посуды и настольной скульптуры) в которых доходило до тысячи. Всё прославляло монархиню и её свершения. На заводе вышла скульптурная серия «Народы России», состоящая из сотни фигур. «Екатерининский фарфор» стал приметой времени. Сочетание тончайших хрупких форм и великолепной росписи сделало его таким же произведением искусства, как и картины и скульптура.

Во время правления Павла I завод не остался без высочайшего покровительства, но характер монарха и его видение жизни наложили отпечаток и на фарфоровое производство. Мастера мануфактуры по-прежнему изготавливали сервизы для царского стола, но екатерининская роскошь уже не приветствовалась. На смену пышности пришли скромность и камерность: не случайно в это время становятся популярны дежене — сервизы на 2 персоны.

Ампир по-русски.
Царствующий Александр I поставил во главе предприятия графа Дмитрия Гурьева, который серьёзно реорганизовал мануфактуру. Для этого был приглашён профессор Женевского университета Ф. Гаттенберг. Но и отечественные мастера не остались в стороне: скульптурную мастерскую возглавил Степан Пименов, профессор Академии художеств.
В Европе царствовал ампир, и Петербургская мануфактура стремилась быть на гребне художественной моды. Для обмена опытом на завод были приглашены сервские мастера. Однако звание законодателей мод не заставило россиян слепо копировать иноземные образцы: императорский фарфоровый завод сумел создать собственную школу.
Изменились и сюжеты: взамен аллегорий, прославляющих императора и его дела, пришли темы национального быта, а после Отечественной войны 1812 года — батальные сцены. Была выпущена серия «военных тарелок», на которых были изображены офицеры и солдаты в мундирах всех родов войск.
За 1-ю половину XIX столетия сервизы завода украсили резиденции монархов в Петербурге и пригородах, а также Большой Кремлёвский дворец Москвы. Мастерство живописцев было исключительным: русский фарфор украсили копии произведений Тициана и Мурильо, Рафаэля и Леонардо да Винчи. Талант русских художников оценили в Европе — произведения завода получили дипломы выставок в Вене, Лондоне, Париже.
В честь столетия предприятия в его стенах был открыт музей, в экспозицию которого были включены предметы из кладовых Зимнего дворца.

Затем в истории завода наступили тяжёлые времена, взошедший на престол в 1855 году Александр II не жаловал мануфактуру заказами. В 1870-х годах мастера изготавливали лишь ставшие традиционными с павловских лет сувениры для рождественских и пасхальных придворных торжеств и возобновляли утраченные предметы уже существующих сервизов. Были предложения и вовсе закрыть это уникальное предприятие.
Новый император — Александр III — стал спасителем завода. Предприятие снова получило крупные заказы. Жемчужиной этого периода стал сервиз, в росписи которого использованы копии рафаэлевских росписей лоджий Ватикана. Любопытно, что в создании эскизов принимал участие сам император. Династические связи российской монархии оказывали влияние на художественное направление завода. Супруга императора — Мария Фёдоровна — была датской принцессой, и на русском заводе освоили технологию подглазурной живописи, которую активно применяли мастера Копенгагенской королевской мануфактуры.

Прекрасный декаданс.
В годы правления последнего монарха России Николая II завод находится под патронатом императрицы и по её заказу производит великолепные сервизы «Александринский» и «Царскосельский». Глава государства заказывает продолжение серии «военных тарелок» с изображением солдат и офицеров в мундирах времён Александра III. Продолжает он и другую историческую серию — «Народы России». К концу XIX века завод сотрудничает с художниками Константином Сомовым, Евгением Лансере, Сергеем Чехониным, входившими в объединение «Мир искусства». Они принесли с собой новый стиль — модерн

Страниц: 1 2

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top