You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ПЛОЩАДЬ СОБЧАКА

ПЛОЩАДЬ СОБЧАКА

ПЛОЩАДЬ СОБЧАКА
Площадью Собчака названа безымянная до этого территория перед южным фасадом Дворца культуры им. С.М. Кирова. Такое решение приняло правительство Санкт-Петербурга 17.1.2005 г. 12.6.2006 г., в день 15-летия выбора 1-го «демократичного градоначальника» Петербурга, был открыт памятник А. Собчаку. В изображении авторов проекта — архитектора Вячеслава Бухаева и скульптора Ивана Корнеева Анатолий Александрович предстаёт строгим университетским профессором. Что вполне уместно: Собчак навеки застыл в бронзе неподалёку от своего родного юрфака СПбГУ. «Анатолию Александровичу Собчаку, возвратившему имя городу» — написано на постаменте памятника. Кроме высоких лиц (в том числе президента России В.В. Путина) на церемонии присутствовали родные Анатолия Александровича — вдова Людмила Нарусова и дочь Ксения Собчак.

Не сразу можно догадаться, что это университетский профессор выступает с кафедры, а кажется, будто человек в халате, возвышающийся над рабочим столом, какой-нибудь врач из соседней больницы. Не обошлось и без пояснений на постаменте: фрагмента указа о возвращении городу исторического названия, в чём многие видят главное достижение мэра, и цитаты из Бродского, к Собачку отношения не имеющей. Причём строчки «на Васильевский остров я приду умирать» даже не подписаны. Вероятно, авторы монумента посчитали, что всем и так известно, кому принадлежат эти стихи. Однако дело даже не в пресловутом копирайте — хуже всего какая-то исключительная пошлость такого употребления не к месту известных строк. Как если бы кто-нибудь написал на памятнике: «Exegi monumentum», — неважно, со ссылкой на Горация или без. Тем более что умер-то 1-й мэр, как и Бродский, вдали от Петербурга. Но кто из чиновников, ответственных за воздвижение монументов, задумывается о таких отвлечённых понятиях, как банальность или дурной вкус! Просто так положено — время от времени поминать в граните и бронзе выдающихся людей, давая уж заодно и скульпторам работу. Если ещё в начале ХХ века поэт-футурист Филиппо Томмазо Маринетти говорил, что открытие всякого нового монумента порождает только дикий взрыв хохота у всех тех, кто имеет хоть чуточку понимания искусства, то в наши дни, прослышав об очередной затее властей кого-то увековечить, можно не сомневаться: выбор будет только между «ужас» и «ужас! ужас! ужас!». Странно, что и те, кто уважает Собчака, не испытывают чувства неловкости. Они, судя по всему, рады, что «наконец появился памятник», как будто только он — безусловная гарантия признания или успеха. Тогда как лучшим памятником теперь, пожалуй, может быть только отсутствие такового.

1.1.2011

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top