You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ, №21 / УЛИЦА ПЕСТЕЛЯ, №14

ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ, №21 / УЛИЦА ПЕСТЕЛЯ, №14

ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ, №21 / УЛИЦА ПЕСТЕЛЯ, №14
Попросите петербуржца назвать литературный дом на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля — он наверняка назовёт дом Мурузи. И это правильно. Но не менее его в литературе отмечен дом, расположенный по диагонали.
Красивое четырехэтажное здание, которое дошло до нашего времени надстроенным в 1847 году Егором Диммертом и с фасадом, созданным Юлием Дютелем в 1876-1877 годах.
Надо сказать, что архитектурно здание несколько перенасыщено деталями. Этому не стоит удивляться, потому что Дютель перестраивал здание по заказу богатого домовладельца Тупикова, который, естественно, хотел своё богатство отразить на фасаде.
Литературным оно стало после Февральской революции 1917 года, когда здесь открылось кооперативное издательство «Былое», которое издавало книги по истории революционного движения в России. Через год здесь возникло ещё одно издательство — «Колос», такое же по направленности, но значительно шире по тематике изданий.
Но всё же главное, чем памятен этот дом в литературном плане, так это то, что в нём 11 лет прожил Самуил Маршак. На его книгах выросло уже не одно поколение, а ленинградцы — петербуржцы знают адреса многих его героев. В первую очередь это, конечно, «рассеянный с улицы Бассейной».
Маршак, словно веривший в существование сказочных персонажей, селил их рядом с собой, а потому и рассеянный проезжал на трамвае к Финляндскому вокзалу мимо его дома, ибо Бассейная — это не та, что ныне проходит в Московском районе, а современная улица Некрасова.
Вообще топографически Маршак старался быть точным. Вот и миллионера-расиста мистера Твистера он не захотел поселить в доме, история которого связана с двумя издательствами, которым был присущ не национализм и расизм, а интернационализм. Помните?

«Улица Пестеля,
Первый подъезд.
«Нет, — отвечают, -
В гостинице мест».

И если на других перечисленных в этой повести в стихах адресах были гостиницы — на улице Гоголя, площади Восстания, то на улице Пестеля не было таковых. Маршак просто упомянул свой дом. Почему?
Сделал он это после прочтения только что сочинённого и ещё не опубликованного «Мистера Твистера» своему сыну и его приятелю из этого же «первого подъезда». Мальчишка спросил Самуила Яковлевича: «А можно и нашу улицу упомянуть?» И Маршак упомянул улицу Пестеля, имея в виду дом №14, угловой с Литейным проспектом.
А затем этот дом вошёл в произведения того мальчишки, выросшего в маститого историка и замечательного драматурга и писателя Даниила Аля.
Этот дом фигурирует в повести «Приказа умирать не было», рассказах «Человек с часами» и «Правду! Ничего, кроме правды!!!» — произведениях автобиографичных.
Надо сказать, что архитектурно здание несколько
перенасыщено деталями. Этому не стоит удивляться, потому
что Дютель перестраивал здание по заказу богатого
домовладельца Тупикова, который, естественно, хотел своё
богатство отразить на фасаде.

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top