You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ЕВСЕЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЕВСЕЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЕВСЕЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Оканчивая московское Строгановское художественно-промышленное училище, Сергей Евсеев и во сне не мог увидеть, что через два десятилетия станет автором знаменитого на весь мир памятника.
Наставником будущего декоратора и скульптора в училище стал Константин Алексеевич Коровин, выдающийся живописец и театральный художник. Учителя и ученика связывали сердечные отношения. Когда в 1904 году Евсеев окончил учение, Коровин вручил любимому ученику рекомендательное письмо в Петербург к директору императорских театров В.А. Теляковскому, с которым дружил и в чьём петербургском доме обычно останавливался в дни своих приездов в столицу. Коровин рекомендовал Евсеева как высоко одарённого театрального декоратора, уже проявившего себя в Москве в оформлении спектаклей Художественного театра. И советовал поручить ему работу в только что организованных в Петербурге театральных декорационных мастерских. В феврале 1908 года Евсеев возглавил эти мастерские и с того дня вёл педантичный отсчёт «сорока девяти годам и восьми месяцам», как определял он свой полувековой стаж.

Павильон Армиды.
Творческая жизнь молодого декоратора сразу же началась с воплощения замыслов самого Александра Николаевича Бенуа — при постановке в Мариинском театре балета «Павильон Армиды». «Я с головой ушёл в театральную работу, — писал А. Бенуа. — Возникали недоразумения то в мастерских женских и мужских костюмеров, а то и с париками. К счастью, уточнений не требовалось в беседах с бутафором-скульптором Евсеевым, который сразу схватывал всё, что было характерного в моих рисунках, и превосходно справлялся с задачей. На нём лежало изготовление изощрённых шлемов, гротескных масок для сатиров, монументальных часов, всякой мебели, всяких пластических подробностей на панцирях… Чудесный он был мастер, и какой скромный, какой малотребовательный, подлинный художник в душе!..»
В совместном творчестве с А.Н. Бенуа Сергей Евсеев проходил высокую академию мастерства и вкуса. А «Павильон Армиды», рождённый не только композитором Николаем Черепниным, балетмейстером Михаилом Фокиным, художником Александром Бенуа, танцовщиками Анной Павловой, Павлом Гердтом, Вацлавом Нижинским, но и бутафором-скульптором Сергеем Евсеевым, имел в Петербурге ошеломительный успех. Дягилев повёз его в Париж: начинались знаменитые «Русские сезоны».

Театр не ограничивал интересы С.А. Евсеева, хотя и составлял его главное занятие. В 1909 году скульптор принял участие в конкурсе на памятник генералу Скобелеву. В помещении Академии генерального штаба открылась выставка представленных моделей.
Участие в конкурсе соблазняло Евсеева, особенно тем, что победителю полагалась собственная мастерская. Сергей Александрович не учёл только, что среди 27 состязавшихся скульпторов готовил свой проект и некий полковник Самонов и что ему покровительствовал царь. Полковник и получил 1-ю премию. Евсееву присудили третью.
Высоко оценил талант и мастерство Евсеева Александр Яковлевич Головин, оформлявший на сцене Александринского театра легендарную постановку лермонтовского «Маскарада». Скульптор возрождал на сцене его декорации, гигантский портал, огромные лепные двери, покрытые позолотой, мастерил старинные диваны и кресла. Одних только канделябров и подсвечников пришлось делать сотни. «Маскарад» оснащался несколькими тысячами предметов, выполненных Евсеевым. Сын бывшего директора императорских театров В.В. Теляковский писал в своих воспоминаниях о Головине: «Переворот в оформлении спектаклей, совершённый Головиным, удалось осуществить только благодаря тому, что он сумел собрать вокруг себя замечательных помощников; это был заведующий бутафорскими мастерскими талантливый художник-скульптор С.А. Евсеев».

Шаляпинская афиша.
Однажды, весной 1919 года, партию Дон-Кихота на сцене Мариинского театра должен был петь Шаляпин. В те дни трудно было с бумагой, не хватало афиш. И Евсеев задумал сделать для любимого артиста собственную художественную афишу — хотя бы в одном экземпляре. По краям большого прямоугольного холста он разместил текст, а в центре композиции изобразил Шаляпина — Дон-Кихота на верном Росинанте. Фигуры всадника и коня, выполненные мастерски, носили шуточный, гротескный характер.
В назначенный день Евсеев выставил своё произведение у входа в театр. На пролётке подъехал Шаляпин. Он прошёл сквозь толпу заинтригованных зрителей, долго разглядывал картину, улыбался, а потом распорядился, чтобы её убрали с улицы и отнесли к нему в артистическую уборную. «Оставлю себе на память», — сказал он.

Памятник Ленину.
В апреле 1924 года был объявлен конкурс на проект памятника Ленину у Финляндского вокзала. Ведущие художники, архитекторы и скульпторы страны включились в соревнование. Видное место среди них занимал Владимир Алексеевич Щуко, академик архитектуры, участвовавший в конкурсе вместе с архитектором более молодого поколения Владимиром Георгиевичем Гельфрейхом. Желаемого результата долго не получалось. Ни один из вариантов не давал полного удовлетворения. А всего готовился к конкурсу 61 проект.
И вот однажды оба архитектора — Щуко и Гельфрейх — случайно зашли в декорационные мастерские ленинградских театров. И неожиданно увидели модель статуи Ленина — её сделал не для конкурса, а в результате собственных размышлений скульптор Евсеев. Эта случайная встреча определила судьбу будущего памятника.
- Давайте работать вместе, — предложил Щуко.
Евсеев охотно согласился. После длительных поисков, уточнений, споров модель Евсеева была взята за основу будущего памятника. Теперь предстояло ваять фигуру во всю величину.
Сергей Александрович рассказывал, как трудно было сочетать работу над огромной фигурой с одновременным выполнением производственных заказов театров. Скульптор попросил дать ему возможность лепить будущий памятник у себя в мастерских. Помещение пришлось специально переоборудовать, даже пробить потолок и снять одно из перекрытий — только тогда статуя могла встать во всю свою высоту: 4 метра 26 сантиметров. Работу предстояло выполнить всего за три месяца. Евсеев трудился один, с мальчиком-подручным. Когда была готова гипсовая отливка, её доставили в единственную тогда в Ленинграде литейную мастерскую — на завод «Красный выборжец».
Бронзы — сплава меди с другими металлами

Страниц: 1 2

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top