«ДОМ С БАШНЯМИ»
«ДОМ С БАШНЯМИ»
Большой проспект П.С., №75
Здание, которое старожилы Петербурга называют «Дом с башнями», было построено в 1913-1915 годах, и ему принадлежит решающая роль в архитектурном оформлении площади Льва Толстого. До постройки здания на этом месте с 1898 года стоял дом владельца склада голландского какао, прусского подданного С. Фелькеля. В этом доме находилось 11-е Петербургское женское начальное городское училище.
Разрешение на застройку участка получил в 1912 году инженер и архитектор К. Розенштейн. Он начал строительство доходного дома по собственному проекту, но, не обладая достаточным опытом, пригласил к сотрудничеству архитектора А. Белогруда, у которого за плечами было уже несколько небольших, но талантливых построек.
В распоряжении архитектора оказался остов недостроенного здания с бельведерами по углам. В дополнение ко всему, в объём здания уже была включена громоздкая четырехэтажная постройка. Белогруд принялся за работу, вдохновлённый недавней поездкой в Италию и многолетним изучением британского зодчества. В отличие от Розенштейна, поклонявшегося новейшим технологиям, Белогруд увлекался средневековьем. Бельведеры по углам здания, вынесенные на площадь, он превратил в самые настоящие башни, построенные по образцу башен замка Мэкстоук в английском графстве Уорикшир. Симметричные шестигранные башни вздымаются выше основного массива здания и волей-неволей приковывают к себе взгляды прохожих. Большое внимание архитектор уделил деталям фасада, в особенности — прорисовке балкончиков на гипертрофированных кронштейнах, окон, стрельчатых арок. Разнообразны очертания оконных проемов — круглые, полукруглые, прямоугольные, двойные полукруглые, разделённые тонкими колоннами. Окна третьего и пятого этажей со стороны улицы Льва Толстого намеренно сдвинуты по отношению к другим этажам. Это объясняется тем, что в постройку удалось включить старый дом, стоявший на этом месте прежде. При этом стены здания окрашены в жёлто-серый цвет песчаника, а детали — в коричневый, что подчёркивает их причудливое разнообразие.
Углы башен Белогруд подчеркнул рустовкой, а в стене одной из них поместил декоративный циферблат со знаками зодиака. При всей своей живописности здание строилось с повышенным запасом прочности, а его инженерное оснащение соответствовало самым высоким стандартам: в квартирах были газовые плиты, утопленные в пол ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы. Во дворе здания размещался гараж.
«Дом с башнями» остался практически единственной крупной работой архитектора А. Белогруда. Огромный железобетонный павильон для катания на роликовых коньках, построенный по проекту Белогруда, частично был разобран и превращён в Дом культуры промкооперации (сегодня — ДК Ленсовета).
В разное время в «Доме с башнями» жили сам А. Белогруд, писатель Леонид Андреев, певец А.М. Давыдов.
Судьба «Дома с башнями» после Октябрьской революции оказалась необычайно пёстрой. С 1921 года в его нижнем этаже размещался кинотеатр «Элит», затем — кинотеатры «Конкурент», «Резец», «АРС». В 1950-е годы здание было взято под государственную охрану как памятник архитектуры. В 1972 году кинотеатр «АРС» был закрыт, и помещение передали Ленинградской студии телевидения. В 1978 году нижний этаж здания был переоборудован под театральное помещение. В 1985 году здесь разместился театр «Эксперимент» со зрительным залом на 220 мест. С 17.10.1996 года в помещении бывшего кинотеатра начал работать театр «Русская антреприза имени А. Миронова», который размещается в здании и сегодня.