You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ДОМ РАБОТНИКОВ КИНО

ДОМ РАБОТНИКОВ КИНО

ДОМ РАБОТНИКОВ КИНО
Малая Посадская улица, №4а
После того как в 1934 году режиссёры, братья по профессии, но не по родству, Г.Н. Васильев и С.Д. Васильев создали на «Ленфильме» свою знаменитую картину «Чапаев», вблизи киностудии на Малой Посадской улице, №4, был построен дом работников кино.
Здание возвёл в 1939-м, в год 20-летия национализации кинопромышленности, архитектор Демьян Фомичёв. Благоустроенное здание на Малой Посадской, 4а, стало наградой «Ленфильму» за серию блестящих кинокартин, таких как «Чапаев», «Трилогия о Максиме» и «Депутат Балтики». И вполне понятно, что в первую очередь здесь поселили создателей именно этих фильмов: режиссёров Григория Козинцева, Леонида Трауберга, Иосифа Хейфица и одного из Васильевых (какого именно — справочники молчат, а старожилы дома уже запамятовали).
Рядом с режиссёрами давали квартиры тем, кто снимался в их фильмах. Одним из таких был Борис Блинов, исполнитель роли Фурманова в «Чапаеве» и матроса Железнякова в «Выборгской стороне». Во время войны он вместе со студией уехал в эвакуацию и уже не вернулся: снимался, будучи тяжёло больным, в картине «Жди меня» и умер от тифа. До 1966 года здесь жила актриса Янина Жеймо, большинство помнит её по роли Золушки (сыгранной в 37 лет!). Однако она много снималась ещё в немых фильмах Козинцева и Трауберга. Здесь же получили жильё прекрасный художник кино Николай Суворов («Депутат Балтики», «Пётр I»), замечательный звукорежиссёр Арнольд Шаргородский и ещё масса операторов, костюмеров, редакторов…В послевоенное время тут появилось новое поколение ленфильмовцев. Или, наоборот, пришли в кино те, кто, как Леонид Квинихидзе, родились в этом доме. Стоит заметить, что будущий создатель «Соломенной шляпки» и «Небесных ласточек» учился у своего соседа Козинцева. И вообще, порой удивляешься, как причудливо переплетались связи, соединяющие жильцов этого дома и их соседей. К примеру, одной из первых, еще авангардных картин молодого Козинцева была «Шинель», снятая в 1926 году. А спустя более тридцати лет новой экранизацией гоголевской повести занялся прежде живший здесь Алексей Баталов. Сценарий своего фильма он показывал перед работой замечательному литературоведу Борису Эйхенбауму, который жил рядом — на Малой Посадской, №8. А сосед Эйхенбаума писатель Евгений Шварц незадолго до этого написал для Козинцева сценарий «Дон Кихота». Козинцев жил в этом доме до самой смерти в мае 1973 года. Кстати сказать, в 1939-м власти выделили Григорию Михайловичу «двойную» квартиру, то есть две обычные квартиры, выходящие на одну площадку. Эта квартира стала своеобразной достопримечательностью. Режиссер Александр Сокуров лет 10 назад даже снял фильм, который так и называется — «Квартира Козинцева». А кроме того, она запечатлена в воспоминаниях людей, которые бывали здесь. Вот хотя бы навестивший однажды Козинцевых художник-график Орест Верейский. В своих мемуарах «Встречи в пути» он писал об этом месте: «Это самый красивый дом из всех, виденных мною за долгую жизнь. И хотя в нем немало вещей, какие украсили бы собой Эрмитаж, он отнюдь не производит впечатления, как это бывает, богатого дома, где все кричит о достатке. Это просто дом интеллигентных людей самого высокого вкуса. Здесь нет ничего показного, ничего выставленного для обозрения, всё здесь — для жизни, для работы, и всё — прекрасно…
Столовая — самая маленькая комната в квартире. И стол не раздвигается. Некуда, да и незачем — Григорий Михайлович считал, что восемь человек за столом — предел, иначе не будет общего разговора.
Кто только не сиживал за этим столом, чьи лица и голоса помнят эти стены… Эренбург, Ахматова, Шостакович, Альтман, Пудовкин, Орбели — всех не перечислишь».

14.8.2010

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top