You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ДОМ Ф.Г. БАЖАНОВА

ДОМ Ф.Г. БАЖАНОВА

ДОМ Ф.Г. БАЖАНОВА
улица Марата, №72
Здание строилось для «Торгово-промышленного товарищества Ф.Г. Бажанова и А.П. Чувалдиной». Новый дом фирмы был задуман многофункциональным. В одном месте под общей крышей располагались правление, квартиры, общежитие и столовая для служащих и семейные апартаменты владельца. Глубокий узкий участок плотно застраивался корпусами, окружавшими три внутренних двора, под которыми оборудовались хозяйственные склады.
Дом Бажанова — единственная петербургская работа Павла Алёшина, впоследствии перебравшегося на Украину, где он стал одним из ведущих зодчих. Первоначальный проект молодой гражданский инженер сделал в 1906 году вместе со своим коллегой Борисом Конецким. Но в дальнейшим Алёшину пришлось работать в одиночку из-за неожиданной смерти товарища.
Закладка здания состоялась в июне 1907 года. Строительство и вся отделка были завершены к концу 1909 года.
Главный фасад полностью облицован красным гангутским гранитом. Каменная поверхность подчёркивает его цельность и представительность. На ровном поле стены выделяется только широкий фриз с густым рельефом из аканта, также высеченным в граните. Щипец и миниатюрные башенки заостряют силуэт несимметричной композиции. Над отделкой фасада трудились лучшие фирмы. Все подворотни и внутридворовые корпуса выложены светлым кирпичом, а под крышами — мерцающей сине-зелёной плиткой, поэтому в отличие от большинства дворов-колодцев этот двор не лишён солидности и декоративной выразительности.
Ф.Г. Бажанов являлся директором-распорядителем товарищества и имел в доме товарищества около 40 комнат. Огромная квартира Ф.Г. Бажанова представляла собой как бы встроенный особняк. Цепь парадных комнат охватывала бельэтаж, на который вела беломраморная лестница. Убранство интерьеров выполняли придворная мебельная фабрика «Ф. Мельцер», скульптор Л.А. Дитрих и предприятие Ваулина и Гельдвейна.
Характерный памятник эпохи модерна, этот дом сохраняет многое из своего первоначального убранства — люстры, дубовые двери, обшивку из кожи на боковинах оконных проёмов, резьбу по дереву, даже замки.
Исключительной особенностью этого ансамбля является майоликовый камин на былинный сюжет «Микула Селянинович и Вольта» — шедевр русского модерна. Это одно из повторений композиции М.А. Врубеля, блестяще воспроизведённое Петром Ваулиным, который начинал свой путь рядом с выдающимся художником в подмосковном Абрамцеве. Мотивы древнерусского узорочья здесь органично сплавлены со стилизацией модерна.
Раньше тему героического эпоса продолжал «Богатырский фриз», написанный Н.К. Рерихом. На больших полотнах представали легендарные образы — Боян и Садко, Вольта и Микула, Илья Муромец и Соловей-разбойник. Обобщённость форм и цвета, крупный плавный ритм, выразительные силуэты, ширь пейзажей звучали величественным распевом в духе фольклорной традиции. Однако дом Бажанова давно лишился этой достопримечательности: в 1964 году рериховский цикл был передан в Русский музей, где его заточили в фондохранилище.
К этому моменту в судьбе здания произошли большие перемены. Сам Бажанов ещё в 1918 году эмигрировал в Финляндию, на долю оставшихся членов семьи выпали драматические испытания. Дом же тем временем обживали новые жильцы. Одним из них стала библиотека им. А.П. Чехова, которая обосновалась здесь в суровый период блокады. С 1943 года она занимала малую часть бывшей хозяйской квартиры, а впоследствии ей были отданы все парадные помещения. Ныне здесь находится Детская библиотека истории и культуры Петербурга — филиал №2 Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина.

24.12.2010

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top