ДОХОДНЫЙ ДОМ А.И. БАЛИНСКОГО
ДОХОДНЫЙ ДОМ А.И. БАЛИНСКОГО
Большая Монетная, №22
Фасад этого дома с эркером, балконами и гирляндами ещё напоминает о стремительно терявшем тогда популярность модерне.
Построенный в 1908 году, этот дом сохранил немало старинных украшений, которые легко потерять. Прежде всего, он счастливо избег варварской процедуры — капремонта, в нём лишь поменяли лифт, зато оставили старинные рамы на лестнице, лепные плафоны, белые филенчатые двери квартир. И когда входишь в подъезд, может показаться, что с тех пор, как в дом въехали первые жильцы, вообще ничего не поменялось. А главное — здесь нет привычного запустения, дом обновляют, но не принося старое в жертву новому. По зданию можно прочитать структуру доходного дома, благо ворота, за которыми вьётся цепочка проходных дворов, открыты для любого. Не всем жильцам было уготовано счастье любоваться видами улицы с нарядными фасадами напротив, в первый двор выходят комнаты слуг, которые со двора же в дом и входили — по чёрным лестницам. А ещё глубже жила беднота, дворы здесь непарадные, без зелени и архитектуры. Наконец, в дальнем конце сохранился подлинный гараж, несомненно знак прогресса: до того на задворках возводили конюшни. Теперь и это новшество стало архитектурным антиквариатом.
Дом № 22 — единственная постройка Антонина Балинского. Он стал зодчим по примеру своего брата Петра, по проектам которого в Петербурге возвели немалое число доходных домов. К тому же Петром был исполнен проект метрополитена для двух главных городов России — станции затеяли строить перед самой революцией и, вероятно, возвели бы их в духе парижского метро. Об Антонине же известно крайне мало: состоял при петербургском родовспомогательном заведении, какого рода работу выполнял для нужд гинекологии, неясно, но зарабатывал, видно, достаточно, чтобы не участвовать в бурном предреволюционном строительстве. Когда же собрался завести себе доходный дом, то проект решил составить сам. Замечательное было время! Даже ничего не построив, зодчий мог скопить столько, чтобы поучаствовать в дележе лакомого куска — только что занявшей центральное положение Петербургской стороны. Ну а построив доходный дом, можно было вообще ничем другим не заниматься, жить за счёт квартиросъемщиков. Художник Архип Куинджи так и сделал: купил себе дом да и перестал выставлять и продавать картины, до конца дней храня в тайне свои поздние эксперименты. Вкусы и моды меняются, а потребность в квадратных метрах остаётся.
Что касается Балинского, то, окончив этот дом, он решил подарить церковь приюту для детей-эпилептиков, расположенному неподалеку, на нынешней улице Воскова (№ 1), да не успел: умер. И в доме своём пожил всего ничего, не увидев революции, за которой последовало обобществление таких домов и уплотнение квартир.
Дом внесён городской инспекцией охраны памятников в список «вновь выявленных объектов культурного и исторического наследия».
5.12.2010