You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА
Английская набережная, №56

Англиканская община владела этим зданием более полутора веков. А первым владельцем участка был морского флота поручик Иван Петрович Шереметев (? — 1735) из знаменитого и старинного рода. Это был сын Петра Петровича, младшего брата прославленного фельдмаршала Бориса Петровича, возвратившего наш край России. В 1717 году Иван Петрович половину участка купил «у подьячего Адмиралтейской провиант-комиссии Федота Тавлеева, а другая, у кого куплена, не написано». Через два года Шереметев сообщал: «мазанковые полаты строить нечем, лес полая вода унесла». Эти палаты, вероятно, в 1720-е годы построили, но до каменных дело не дошло из-за ранней смерти хозяина.
Поскольку капитан-командор детей не имел, его владение унаследовал сперва кузен — Пётр Борисович Шереметев, а затем Анна Яковлевна Шереметева (1682 — 1746), урождённая княжна Долгорукова. Она была вдовой Алексея Петровича Шереметева, брата 1-го хозяина данного участка, и уже имела неподалеку на набережной жилой дом. Судя по всему, именно при Петре Борисовиче, сыне и обладателе всех богатств фельдмаршала, и было между 1735 — 1738 годами возведено каменное на подвалах здание, похожее на палаццо. В нём было три этажа, увенчанных аттиком с гербом. Входили в дом по высоким сходням, располагавшимся по центру.
Спустя 7 лет после смерти Анны Яковлевны её сыновья Пётр и Сергей Алексеевичи продали за 3500 руб. унаследованный дом барону Джакобу (Якову) фон Вольфу (1698 — 1759) — английскому министр-резиденту и богатому банкиру, который и раньше в нём обитал вместе со своим компаньоном Мэтью Шифнером. Компания «Шифнер и Вольф» процветала благодаря хорошим связям со двором. Она, между прочим, пудами экспортировала ревень — лучшее в ту пору слабительное.
Когда барон умер, его племянник и наследник, тоже Яков, в апреле 1761 года перепродал особняк всего за 500 руб. двум англичанам: консулу Роберту Нетлетону и Хью Аткинсу, члену Британской фактории, которая заведовала и церковными делами английской колонии. Смехотворная продажная цена объясняется тем, что в здании уже шли богослужения для англиканской общины. Отныне на полтора века оно стало церковным домом, где побывали большинство англичан, живших в Петербурге или посещавших его.

После того как интерьер переделали, 6.3.1754 г. в большом двусветном зале капеллан Дэниэл Дюмареск провёл 1-ю службу. Дюмареск знал русский язык, общался с историком Г.Ф. Миллером и М.В. Ломоносовым, много способствовал русско-английскому научному обмену и был избран почётным членом Петербургской академии наук. Два последующих капеллана, Джон Кинг и Уильям Тук, тоже были способными учёными и за своё долголетнее в XVIII веке служение внесли большой вклад в ознакомление Англии с Россией не только в политическом, но и в культурном плане. В частности, Кинг написал и издал обширный труд «Обряды и церемонии Греческой церкви в России», который долго считался на его родине основополагающим. В церкви венчались известные столичные англичане: в 1794 году заводчик Чарльз Берд, в 1795-м — архитектор Уильям Гесте, в 1797-м — инженер Чарльз Гаскойн.

Английская колония росла (в начале XIX века насчитывала 2700 человек), и барочное здание уже не соответствовало её общественной роли. Проект перестройки поручили знаменитому Дж. Кваренги, который выбрал типичную для себя классицистическую схему: центр здания оформлен портиком из шести прилегающих колонн композитного ордера. Он поставлен на выступающем первом этаже и завершён треугольным фронтоном с тремя аллегорическими статуями. В интерьере зодчий использовал коринфские колонны и пилястры, покрытые искусственным мрамором. Перестройка, затронувшая весь участок, проходила в 1814 — 1816 годах.
Через 60 лет прихожане решили обновить внутреннее убранство, для чего по указанию зодчего Ф.К. Болтенгагена окна верхнего света были заложены, а в нижних появились привезённые из Англии цветные витражи с фигурами апостолов. Часть стен декорировали орнаментальной росписью, живопись заполнила плафон. Эклектика потеснила ампир. Позднее стиль модерн внёс свой вклад в виде мозаичных панно на евангельские темы.
Храм всё время оставался центром духовной и общественной жизни столичных англичан, хотя их число медленно сокращалось. При нём работали богатая библиотека, детский сад, небольшая богадельня и благотворительное общество. Держались англичане, как всегда, обособленно и в Петербурге без дела не задерживались.

В 1919 году церковь закрыли, большинство прихожан репатриировались. Помещения отдали Публичной библиотеке, а после войны в них надолго обосновалось Городское экскурсионное бюро. В 2003 году бывшую церковь передали Консерватории, которая задумала открыть в ней органный зал. Повреждённый орган и сохранившиеся интерьеры подлежали реставрации, но она до сих пор даже не начиналась. Пустующее здание невозможно вернуть и местным англиканам — их в городе не более сотни, в основном иностранцев. Молятся они сейчас в шведской церкви, окормляемые приезжими капелланами. Не то чтобы реставрировать, но даже содержать огромное здание крошечная и бедная община не в состоянии. Похоже, это надолго, если не навсегда.

5.11.2010

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top