You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » АЭРОМУЗЕЙ,Ныне не существует

АЭРОМУЗЕЙ,Ныне не существует

АЭРОМУЗЕЙ,Ныне не существует
В 1920-е в здании на Литейном, №47 два этажа этого занимал Аэромузей. Вот что писал журнал «Вестник Воздушного флота» № 1 в 1925 году: «при поддержке общественных, профессиональных и других организаций создан аэроклуб-музей в гор. Ленинграде. Он имеет следующие отделы: а) авиационный — с моделями всех существующих систем самолётов; б) воздухоплавательный — в котором сосредоточен весь материал по истории воздухоплавания; в) отдел низового оборудования — с моделью воздушного порта; г) отдел производственный — где собраны образцы материалов, которые употребляются при постройке самолета и дирижабля; д) библиотека — где собраны образцы всей имеющейся литературы по вопросам воздушного флота. Все свободное место внутри здания уставлено авиационно-воздухоплавательными винтами, бомбами, разными частями вооружения самолетов и корзин аэростатов с манекенами. По богатству собранных материалов, экспонатов, своему оборудованию Ленинградский аэроклуб-музей является первым в СССР».
Богатство собранных материалов взялось не вдруг. Журнал лукавил. Авиационный музей в Ленинграде был не создан, а воссоздан. В соответствии с законоуложением Российской империи, каждый род войск должен был иметь свой музей, в котором бы хранилась память о собственной славе. Воссоздавая Аэромузей, большевики использовали собрание Управления Военно-воздушного флота императорской России, добавив к нему уникальные материалы по истории спортивной и гражданской авиации, собранные преподавателем Института путей сообщения профессором Н.А. Рыниным.
Фонды музея пополнялись все новыми и новыми экспонатами. Уже через два года ему пришлось подыскивать новое помещение. Им оказалось здание бывшего Музея фельдмаршала князя Суворова-Рымникского. Чужеродная княжеская экспозиция была ликвидирована большевиками ещё в первые послереволюционные годы.
В это здание и решили перевести Аэроклуб-музей.
Но здание Музея Суворова небольшое. Аэромузей «вырос из него» буквально за год. В 1930 году он вновь переезжает. На этот раз здание было огромным, подобранным на вырост. И уникальным — на века прославленным А. С. Пушкиным. В поэме «Медный всадник» Евгений спасался от наводнения на льве особняка Лобанова-Ростовского, будущего здания Военного министерства, отданного в советское время Аэроклубу-музею.
В 1930 году Восточно-Сибирское управление ГВФ передало Ленинградскому аэроклубу-музею пассажирский самолет Junkers F13. Это была старая, прошедшая капитальный ремонт машина. Для обучения курсантов пассажирский самолет не годился, зато ему нашлось коммерческое применение. На нём стали за плату катать посетителей музея. Катание осуществляли с Комендантского аэродрома. Помимо платных рейсов, осуществляли и пропагандистские. Знакомили с небом передовиков производства, героев Гражданской войны и прочих заслуженных товарищей.
По объёму фондов к середине 1930-х годов Ленинградский аэромузей уступал лишь Берлинскому авиационному музею и был хорошо известен в Европе. Среди его экспонатов числились такие уникальные, как: 1-й отечественный авиационный двигатель О. Костовича; 1-й российский серийный авиационный двигатель «Калеп»; части каркаса и гондолы так и не достроенного дирижабля «Россия» жёсткой конструкции, концепцию которого, по утверждению его создателя — Огнеслава Костовича, украл граф Цеппелин, знакомившийся с работами российского конструктора; образцы изделий из «арборита», секрет абсолютно неразмокающего сверхэластичного клея которого утерян навсегда… Много чего уникального было в собрании Аэромузея.
В 1938 году и наш Аэроклуб-музей, и Московский аэрохиммузей им. М.В. Фрунзе, когда учёных и изобретателей сажали и расстреливали пачками, в одночасье превратились в «музеи врагов народа». Что ни стенд, что ни фотография — то «шпион» какого-либо иностранного государства и «враг народа»: А.Н. Туполев, Р.Л. Бартини, А.А. Пороховщиков, К.А. Калинин, В.М. Петляков, В.М. Мясищев, В.А. Чижевский, А.М. Черемухин, Д.Л. Томашевич, А.И. Путилов, А.В. Надашкевич, Б.С. Стечкин, С.П. Королёв и сотни других замечательных создателей советских летательных аппаратов.
С этим срочно требовалось что-то делать… Официально ликвидировать аэромузеи тов. Сталин не рискнул: авиация — гордость нации! Для их уничтожения был найден вполне лояльный предлог: переезд на новое место. Московский решили перевести в лабораторный корпус Военно-воздушной инженерной академии им. проф. Н.Е. Жуковского. А ленинградский… в здание Биржи, где ныне размещается Центральный военно-морской музей.
Здание Биржи тогда находилось в плачевном состоянии. Его требовалось ремонтировать, и в ленинградских газетах опубликовали статьи о том, что экспозиция переведенного в Биржу Аэроклуба-музея откроется после ремонта здания. В Москве здание Аэрохиммузея отдали под Дом пионеров.
Тем временем судьбой Ленинградского аэроклуба-музея занялись люди из органов. Кого надо — арестовали, кого надо — допросили. Из огромных фондов отобрали соответствующее требованиям времени. Очевидцы утверждают: то, что из истории советской авиации можно было знать советскому народу, в Ленинграде определял лично комбриг Валерий Чкалов. Отобранные материалы и экспонаты он увёз в Москву на самолёте. Там их соединили с вычищенными фондами Аэрохиммузея, который открывать не спешили. Ремонт лабораторного корпуса затянулся. Аэрохиммузей в Москве открыл свои двери для посетителей только тогда, когда враги народа «исправились» и были выпущены из своих «шарашек». Как пишут сейчас в официальной истории: «…В начале 1941 г. музею пришлось несколько изменить профиль своей работы, перестроиться, сменить название — согласно требованиям времени. Музей стал именоваться Центральным домом авиации, противовоздушной и химической обороны имени М. Фрунзе Осоавиахима СССР». Но зачистка фондов была столь основательна, что музея «де-факто» не осталось.
А остатки фондов Ленинградского аэромузея упаковали в ящики и увезли в подвалы Биржи, якобы до окончания ремонта. Ремонт был сделан, но Ленинградский аэромузей, в отличие от московского, так и не открылся…
Закончилась война, в здании Биржи разместили Центральный военно-морской музей. О складированных когда-то в подвалах Биржи фондах Аэроклуба-музея никто больше не вспоминал

Страниц: 1 2

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top